Украина еще никогда не была настолько энергетически зависимой, как сегодня, заявил президент Всеукраинской энергетической ассамблеи, бывший министр энергетики Иван Плачков, передает УНН. «Ключевым вопросом в энергетике сегодня является не энергетическая безопасность, а энергетическая зависимость, которую мы имеем. Украина никогда не была так энергетически зависима, как сегодня», – посетовал Плачков.
У нас колоссальная зависимость нефтегазового комплекса от всех соседей
Страна за 25 лет независимости вдвое уменьшила объемы добычи нефти и газа, теплоэнергетика попала в полную зависимость от внешних поставок угля, а атомная энергетика Украины накопила долги.
«Если мы посмотрим нефтегазовый комплекс, то на момент независимости мы добывали 28 млрд (кубометров газа), транспортировали 112 млрд, перерабатывали 55 млн тонн нефти, транспортировали порядка 40 млн. Сегодня мы потеряли все: транспортируем 70 млрд (кубометров газа), добываем 16–17 и так далее. У нас колоссальная зависимость нефтегазового комплекса от всех соседей», – констатировал бывший министр энергетики Украины.
«Смотрим атомную энергетику: год с заблокированными счетами, невыплаченными долгами по топливу, в том числе Westinghouse, и так далее и тому подобное», – продолжает он. Кроме того, Украина проводит крайне опасные эксперименты с заменой российского топлива американским, которые уже приводили к остановке реакторов.
«Традиционная электроэнергетика: на складах миллион тонн (угля), не выполнены объемы ремонтов и реконструкции. И мы сегодня не с волнением, а с тревогой смотрим на предстоящий отопительный сезон. Что еще касается угольной отрасли: у нас такая зависимость от внешних поставок угля, которой тоже никогда не было», – заключил Плачков.
И по поводу гидроэнергетики он заметил, что воды стало минимум за всю историю, что произошло по природным причинам.
Энергетическая зависимость Украины действительно за последние годы после Майдана резко возросла. Так, собственная добыча газа на Украине сокращается. Еще в 1991 году страна добывала более 24,4 млрд кубометров газа в год, теперь – всего 17,5 млрд по итогам в 2015-го, и в 2016-м падение добычи продолжается. В целом за девять месяцев этого года Украина показала робкий рост добычи газа на 1%, но во многом он обусловлен эффектом високосного года. Более того, заслуги государства в этих показателях нет. Потому что добыча газа Нафтогазом за девять месяцев упала на 1% и составила 11,9 млрд кубов против 12 млрд годом ранее.
Хотя в последние годы власти страны строили планы по наращиванию производства газа – это была одна из важнейших задач до Майдана для того, чтобы снизить зависимость от импортного топлива. Ранее Киев хотел покупать меньше импортного топлива за счет роста собственной добычи. Однако все пошло по-другому. Новые украинские власти сделали все для того, чтобы добыча застопорилась, например введя новые налоги для нефтегазовой отрасли. По сути, они подменили вполне здравую с экономической точки зрения цель по снижению зависимости от импортного газа за счет развития собственных месторождений на политически более громкую задачу – избавиться от зависимости от российского газа.
В итоге получили зависимость от импортных энергоресурсов в квадрате. Несмотря на то, что Украина напрямую не покупает российский газ, это не значит, что она его не покупает в принципе. Всем известно, что реверсный газ из Европы – это не что иное, как тот же российский газ, только проданный на Украину через европейских посредников.
Кроме того, страна прибавила зависимость теперь еще и от европейских трейдеров, а также западных кредиторов – ЕБРР и ВБ, которые дают деньги на закупку газа на своих условиях. Зависимость от европейцев привела к тому, что Украина серьезно переплачивает за импортный газ, теперь ей приходится и оплачивать маржу европейским посредникам, и отдавать проценты по европейским товарным кредитам.
Но самое главное, что, как только на улице становится холодно и приближается зима, украинским политикам снова и снова приходится забывать о своих душераздирающих речах о ненужности российского газа.
Накануне коммерческий директор Нафтогаза Юрий Витренко вынужден был признать, что в случае холодной зимы Нафтогаз собирается возобновить импорт газа из России. Учитывая, что в новый отопительный сезон Украина вошла с запасами топлива в подземных хранилищах в 14,5 млрд кубометров (а надо минимум 17 млрд кубов), вероятность закупки российского газа напрямую высока.
#{ussr}Украина еще ни одну зиму не проходила без того, чтобы не закупать топливо у Газпрома даже при наличии реверсных поставок. Мало того, что украинские эксперты ждут роста цен на реверсный газ из Европы зимой, так еще европейским потребителям самим потребуется больше газа при холодной погоде, что снизит объемы их поставок на Украину.
Что касается добычи и переработки нефти, то если раньше Украина добывала более 3–4 млн тонн нефти, то теперь всего 1,8 млн тонн по итогам 2015 года. Еще в 2013 году страна добывала 2,7 млн тонн нефти. Из-за разрыва отношений с Россией Украина лишила себя возможности не только привлечь российских инвесторов для поднятия добычи, но и доступа к недорогой российской нефти. В итоге практически все нефтеперерабатывающие заводы на Украине встали – за исключением одного (Кременчугского НПЗ), поскольку нет дешевого сырья, а из дорогого делать топливо нерентабельно.
В итоге Украина усилила свою зависимость от импортных нефтепродуктов (в основном закупает белорусское и российское топливо). Украина, богатая природными ресурсами, вынуждена закупать топливо у Белоруссии – страны, у которой нет собственной нефти. Белорусские НПЗ, в отличие от украинских, рентабельны и работают. Потому что вместо политических лозунгов Лукашенко руководствуется прагматикой. Минск смог договориться с Россией, которая поставляет в Белоруссию нефть беспошлинно. Плюс Белоруссия зарабатывает миллиарды долларов на перепродаже своих нефтепродуктов в третьи страны, в том числе на Украину.
Что касается угля, то здесь совсем парадоксальная ситуация. За всю историю своей независимости Украина никогда не импортировала уголь. Она всегда была способна обеспечить себя этим энергоресурсом, дающим тепло в украинские дома. Впервые после Майдана и «работы» АТО в Донбассе Украина начала нуждаться в импортном угле. И здесь украинские власти в угоду политике наступили на те же грабли. Только ради того, чтобы не покупать российский уголь, они начали возить его танкерами из Африки. Но такие поставки нельзя назвать оперативными, к тому же африканский уголь оказался существенно дороже, и не только из-за коррупционной составляющей, но и из-за логистики доставки.
Из-за нежелания Киева сотрудничать с Донбассом в стране периодически возникает дефицит энергетического угля – антрацитного. В этом году подготовка запасов угля к отопительному сезону идет немного лучше, однако поставленной украинским правительством цели – накопить 2,8 млн тонн – достигнуть не удастся. До 1 ноября реально будет довести объем общих запасов до 2–2,2 млн тонн, из которых 1 млн тонн дефицитного антрацита, считает эксперт Центра энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Наконец, украинские металлургические предприятия просто не могут обойтись без импорта угля из России. Импорт коксующегося угля из России является жизненно необходимым для украинской экономики, заявил в сентябре гендиректор украинской научно-промышленной ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт. «Поставки из России являются постоянными и традиционными для нашей металлургии. На сегодня мы без них обойтись не сможем», – приводит его слова УНИАН. Из России за январь – август было ввезено 5,2 млн тонн коксующихся углей, что составило 66,5% от всего объема импорта Укркокса.
Что касается атомной энергетики, то доступ к самой дешевой электроэнергии Украина имеет благодаря Советскому Союзу, а сегодня – благодаря работе Росатома. Вместо того, чтобы увеличивать долю дешевой атомной электроэнергии, заменить ею, например, угольную генерацию, Киев уже несколько лет позволяет американцам ставить опыты на советских атомных реакторах. Киев пропагандирует эти опасные эксперименты как избавление от зависимости от российского ядерного топлива для работы атомных реакторов. Американцам же важно улучшить свои технологии и компетенции в атомной сфере, где российские атомщики пока на несколько шагов их опережают.
Однако вряд ли можно говорить об избавлении зависимости в ядерной энергетике, если в конце концов Киев хочет просто отказаться от закупки российского топлива в пользу американского.
В последний год вокруг украинского Энергоатома, контролирующего все атомные электростанции страны, происходит целый ряд неприятных событий, начиная с ареста счетов и заканчивая отказом Украины платить России за хранение отработанного ядерного топлива.