Российские авиакомпании, попавшие в санкционный список, не смогут летать на Украину с 25 октября этого года. Решение о запрете регулярных рейсов сегодня принял Кабинет министров, заявил премьер-министр Арсений Яценюк. Он особенно подчеркнул запрет полетов для «Аэрофлота» и «Трансаэро» (это теперь, по сути, одна авиакомпания). «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах», – пояснил глава украинского правительства.
Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах
Кроме прямого сообщения с Россией, Киев также запрещает и транзитные полеты российских авиакомпаний через территорию Украины, если они везут товары военного назначения, двойного назначения или военнослужащих, уточнил Яценюк.
Вместе с тем российские авиавласти так и не получили от Украины уведомлений о запрете полетов, сообщили в Минтрансе. Киев пообещал прислать такое уведомление к вечеру сегодняшнего дня. Согласно международным авиационным правилам, запретить полеты в страну могут только авиационные власти этого государства – но не правительство. Если угрозы реализуются, то Украине стоит ждать от Москвы зеркальных ответныех мер, уверил министр транспорта РФ Максим Соколов.
«Яценюк не вправе приостанавливать воздушное сообщение. По международным соглашениям, это должны делать авиационные власти страны», – подтвердил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Конечно, прекращение авиасообщения между Россией и Украиной было бы очередным актом безумия, но, к сожалению, основываясь на опыте последних 20 месяцев, мы не можем отрицать это безумие и отрицать гипотетическую возможность», – оценил ситуацию пресс-секретарь.
Под санкции попали 25 российских авиакомпаний. Однако реально они затронут единицы. Два перевозчика из списка вообще прекратили полеты еще в конце 2014 – начале 2015 года. А большая часть авиакомпаний из списка просто не летают на Украину, к примеру, «Уральские авиалинии» или «Вим-авиа». Также в списке четыре авиакомпании для деловых бизнес-перевозок и две грузовые авиакомпании.
Регулярные рейсы на Украину осуществляют лишь пять российских авиакомпаний: «Аэрофлот», его «дочка» «Россия», «Трансаэро» (которая теперь тоже в составе «Аэрофлота»), «Сибирь» (S7) и «Ютэйр». Они выполняют в среднем 10 регулярных рейсов на Украину. Четыре компании летают из Москвы в Киев, три – из Москвы в Одессу, одна – из Москвы во Львов. Плюс два региональных рейса: из Санкт-Петербурга в Киев летает «Россия», из Сургута в Киев – «Ютэйр». Основной игрок на украинском направлении – «Аэрофлот», который и пострадает больше других.
В «Аэрофлоте» уверили, что, как только получат официальное уведомление от Украины о запрете полетов, разъяснят правила возврата денег за ранее приобретенные билеты.
Учитывая зеркальный ответ России, украинские авиакомпании также через месяц прекратят полеты в Россию. В этом случае пострадают три украинские компании, летающие в Россию: «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которые летают из Киева в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, а также из Одессы в Москву; авиакомпания «Мотор Сич» (летает по маршруту Запорожье – Москва) и «Днеправиа» (летает из Днепропетровска).
Киев изолирует собственных граждан
От такого развития событий пострадают прежде всего граждане Украины, говорит министр транспорта. «Мы понимаем, что это фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами. И пострадают от этого в первую очередь граждане Украины. Но подчеркну, что в сложившейся обстановке к этому шагу российскую сторону вынуждают действия украинских властей», – говорит Соколов.
«Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет», – говорит директор «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Большинство рейсов между двумя странами осуществляют российские, а не украинские перевозчики. Только за семь месяцев этого года российские авиакомпании перевезли на Украину и обратно более полумиллиона пассажиров – 590 тыс. человек: 303 тыс. на Украину, 287 тыс. обратно (данные Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта). Основной пассажиропоток, конечно, между столицами двух государств: из Москвы в Киев российские авиакомпании перевезли 200 тыс. человек, а из Киева в Москву – 192 тыс. человек. В Одессу из Москвы российскими перевозчиками за этот период улетело 73 тыс. человек, а обратно – 60 тыс. пассажиров.
Санкции и зеркальный ответ означают полное закрытие регулярных перевозок между двумя странами, объясняет эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак. Таким образом, не только российские, но и любые другие авиакомпании, например европейские, больше не смогут летать из Москвы в Киев и обратно. «Международные полеты регулируются двусторонними соглашениями о воздушном сообщении. Они заключаются между двумя странами, носят паритетный характер – что у одних, то и у других. Никаких других вариантов тут нет», – объясняет Рыбак.
Киев разрывает связи с Россией в угоду политике, однако в России работает шесть миллионов граждан Украины, у многих из которых семьи живут на Украине. Не говоря уже о миллионах родственников, которые в силу истории или других обстоятельств живут как в России, так и на Украине. Киев оставляет им лишь одну возможность для личной коммуникации – перевозки по железной дороге, которые уступают по оперативности, качеству и комфорту.
Впрочем, велика вероятность, что освободившееся место с удовольствием займут европейские авиакомпании. Они, скорее всего, наладят перевозки между Москвой и Киевом через третьи страны – Польшу, Белоруссию и страны Прибалтики. Рыбак уверен, что европейские перевозчики так и будут делать. Ведь для них это дополнительный доход, который будет как нельзя кстати на фоне сокращения в целом пассажиропотока в кризис.
#{ussr}Для пассажиров это будет означать существенное увеличение времени полета и отсутствие прямых рейсов, а также удорожание билетов. Скорее всего, большинство украинцев, платежеспособность которых куда ниже, чем у граждан России, пересядет на поезда.
Потери авиакомпаний и аэропортов
Учитывая, что российские авиакомпании совершали в разы больше рейсов между странами, чем украинские перевозчики, понятно, что их номинальные убытки от закрытия регулярных рейсов будут выше. Однако если российские перевозчики смогут пережить закрытие украинского направления, то вот переживут ли украинские компании утрату российского маршрута – не факт.
«Потеря украинского направления для российских авиакомпаний – это потеря, может быть, полпроцента от общего пассажиропотока. В реальных экономических условиях любые потери – это плохо, потому что авиаперевозки балансируют на грани рентабельности, ситуация не жирная. Однако для нас ничего катастрофичного», – говорит Рыбак.
А вот для украинской авиакомпании «МАУ» решение киевских властей может означать банкротство, согласен Рыбак. «У МАУ вообще все плохо, у них и маршрутов-то больше нет, куда им еще летать-то?» – говорит эксперт. Еще несколько лет назад между Киевом и Москвой курсировало более 100 рейсов в неделю, сейчас лишь 20–30, а через месяц не будет и этого.
В самой МАУ комментарии также крайне пессимистичны.
Теоретически потери аэропортов двух стран от закрытия 15–20 рейсов будут равнозначными, так как они получают деньги за взлет-посадку самолетов, принадлежность перевозчика к той или иной стране на их доходы никак не влияет. Но, конечно, московские аэропорты в сравнении с теми же киевскими – это куда более крупные транспортные узлы, масштаб рейсов и прибылей несопоставим. Так, в прошлом году три московских аэропорта перевезли более 77 млн пассажиров, тогда как киевские аэропорты «Борисполь» и «Киев» (Жуляны) – почти в десять раз меньше, 8,1 млн человек. «Аэропорт потеряет порядка 30% доходов, если уйдут российские авиакомпании, попавшие под санкции», – подсчитали в международном аэропорту «Киев».
Транзитные полеты
Что касается транзитных полетов через украинскую территорию, то для коммерческой авиации здесь вообще нет никакого запрета. Запрещаются лишь полеты самолетов, которые везут военные грузы, грузы двойного назначения или военнослужащих. Но коммерческие самолеты к этому не имеют никакого отношения, они не имеют права возить военные грузы. Поэтому российским авиакомпаниям не потребуется облетать территорию Украины, если они сами того не захотят.
Украинское воздушное пространство используется, как правило, для полетов из России в Турцию, Болгарию, Хорватию, Румынию, Грецию и на Кипр. Запрет транзитных воздушных путей означал бы необходимость облета территории Украины, увеличение времени полета от пары минут до 30–40 минут по некоторым направлениям.
«Украинские начальники, видимо, не в курсе, но запрещать транзит по международным законам Украина не имеет права. В 1997 году Украина подписала приложение к Чикагской конвенции «Соглашение о транзите гражданских воздушных судов». По нему она обязуется предоставлять свои воздушные трассы для транзитного пролета гражданских судов. Это международное соглашение имеет более высокий приоритет, чем любой украинский закон. Просто так указом президента запретить транзит нельзя. Для этого надо предпринять целую серию международных и дипломатических действий: либо выйти из этой конвенции, либо убедить других участников этой конвенции, что в таком исключительном случае это можно сделать. Это целое дело», – объясняет Рыбак.
Получается, что гражданских пассажирских и грузовых транзитных авиаперевозок эти санкции вообще никак не должны коснуться. Запрет коснется только военной авиации. «Хотя можно создать на трассе невыносимые условия эксплуатации, когда люди сами не будут летать, но по закону – нельзя», – говорит Рыбак. Оговорка про запрет провоза военных грузов и военнопленных может стать для украинских властей поводом задерживать или запрещать транзитные полеты, обходя международные законы.
Потенциальная ответная мера по запрету транзита по российской территории куда более болезненна для Украины. «Украинские авиакомпании потеряют возможность выполнять чартерные перелеты, в первую очередь в Азию, через территорию России. Особенно пострадают бизнес-чартеры. Удлинение маршрута для облета России здесь будет уже очень значительное, которое потребует существенных дополнительных расходов», – говорит Гусаров.