Украина своими санкциями пытается наиболее сильно ударить по двум секторам – российским авиаперевозчикам и российским банкам.
Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет
Под украинские санкции попали 25 российских авиакомпаний. Однако большинство из них могут даже не заметить какие-то ограничения. Авиакомпания «АК Барс Аэро» и воронежский «Полет» уж точно пропустили эту новость мимо ушей: они прекратили полеты еще в конце 2014-го – начале 2015 года.
Часть авиакомпаний из списка вообще не летают на Украину, к примеру, «Уральские авиалинии» или «Вим-авиа». Четыре авиакомпании для деловых бизнес-перевозок, попавшие в список, скорее всего, тоже мало что потеряют, учитывая и так разорванные бизнес-контакты между двумя странами. То же касается и двух грузовых авиакомпаний.
Если говорить о возможности запрета регулярных рейсов, то на Украину такие осуществляют лишь пять российских авиакомпаний: «Аэрофлот», его «дочка» «Россия», «Трансаэро» (которая теперь тоже в составе «Аэрофлота»), «Сибирь» (S7) и «Ютэйр». Они выполняют в среднем 10 регулярных рейсов на Украину. Четыре компании летают из Москвы в Киев, три – из Москвы в Одессу, одна – из Москвы во Львов. Плюс два региональных рейса: из Санкт-Петербурга в Киев летает «Россия», из Сургута в Киев – «Ютэйр».
Основной игрок на украинском направлении – «Аэрофлот», который и пострадает больше других. Однако украинский – не самый крупный рынок для российских перевозчиков.
Украина теряет на этом куда больше. «Миллионы граждан Украины работают на территории РФ. Для них это серьезный удар. Альтернативные виды транспорта более сложные и неприятные. Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет», – говорит директор «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Российские авиакомпании приносят реальные деньги Украине. «Это и аэропортовое обслуживание, и заправка, и аэронавигационное обслуживание», – говорит Гусаров. Украина обрубает в этом случае доходы собственным аэропортам, поставщикам топлива и даже местным бюджетам.
Не исключено, что в ответ на такие санкции Россия может также запретить регулярные рейсы украинским авиакомпаниям. Пострадают три украинские компании, летающие в Россию: это «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которые летают из Киева в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, а также из Одессы в Москву; авиакомпания «Мотор Сич» (летает по маршруту Запорожье – Москва) и «Днеправиа» (летает из Днепропетровска).
Если даже Москва не будет закрывать свои аэропорты для украинских перевозчиков, это все равно не обрадует украинцев, потому что билеты для них существенно подорожают в силу снижения конкуренции на внутреннем рынке.
Куда более болезненным для российских перевозчиков может оказаться запрет на транзитные перелеты через украинскую территорию, если такой будет введен. Оговоримся, что пока не совсем понятно, что именно запрещает Киев – прямые полеты из России на Украину и/или транзитные перевозки через украинское воздушное пространство. Росавиация и Минтранс РФ не получали официальных уведомлений от украинских авиавластей, и российские компании продолжают летать без изменений рейсов. Вероятно, запретят и то и другое.
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун говорит, что транзит через Украину довольно велик, российские компании могут потерять несколько десятков миллионов долларов. Речь идет о транзитных рейсах на юг Европы и в Турцию. «Это приведет к необходимости увеличения времени для облета украинской территории примерно на 40 минут. Похожая ситуация уже была одно время, когда мы облетали Украину из-за проблем с Крымом», – говорит Тасун.
Однако Роман Гусаров указывает, что ситуация с транзитом через украинскую территорию не столь однозначная, потому что российские авиакомпании так и продолжают облетать Украину.
«Наши маршруты из Москвы на юг, например в Турцию, шли в основном через Восточную Украину, Харьков, Донецк и Крым. Сейчас эти направления и так закрыты. Наши авиакомпании облетают Украину, делают небольшой крюк, и уже давно адаптировались к этой ситуации», – говорит эксперт.
«Что касается Европы, то из Москвы основные и более оптимальные маршруты лежат через Белоруссию и Польшу в Германию, Францию и т. д. Через Украину имело смысл летать только на самый юг Европы. Например, в Грецию, Румынию, Болгарию», – добавляет собеседник. «Потери наши авиакомпании понесут, но серьезных нерешаемых проблем нет», – уверен он.
По статистике, больше всего облет Украины увеличивает время полета из Москвы в румынский Бухарест – на целых 47 минут, в греческие Афины – на 34 минуты, в кипрский Ираклион – на 22 минуты, в болгарскую Софию – на 20 минут. При полете в Загреб (Хорватия) временная разница составит всего пару минут.#{ussr}
Такой облет, безусловно, скажется на цене авиабилетов по этим направлениям. Но тем самым Украина в первую очередь бьет по туризму всех этих южных европейских стран.
«Если не будет возможности отдыхать в Болгарии, значит, не поедем в Болгарию, а поедем в Египет, Турцию или Симферополь. От этого потеряет только Болгария, которая в большой степени заинтересована в получении наших туристов и их денег. Пусть эти страны и разбираются с Украиной» – говорит Роман Гусаров.
В конце концов, потенциальная ответная мера по запрету транзита по российской территории куда более болезненная. «Украинские авиакомпании потеряют возможность выполнять чартерные перелеты, в первую очередь в Азию, через территорию России. Особенно пострадают бизнес-чартеры. Удлинение маршрута для облета России здесь будет уже очень значительное, которое потребует существенных дополнительных расходов», – говорит Гусаров.
«В авиации всегда все меры зеркальные: они запретили – мы запретили. Если украинские санкции вступят в силу, тут даже думать никто не будет, сразу будет зеркальный ответ», – уверен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, передает ТАСС.
«В любом случае это безобразие – втягивать гражданскую авиацию, которая является важным средством коммуникации, сообщения, в политические игры», – резюмирует Борис Рыбак.
Санкции против банков
Что касается санкций Украины против российских банков, то здесь Киев оказался более аккуратен. В список не попали Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, хотя Запад поставил их во главу санкционных списков. Ведь это крупнейшие госбанки РФ.
#{smallinfographicleft=731363}Причина в том, что «дочки» Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка работают на Украине и входят в десятку крупнейших банков в стране. По данным на август 2014 года, объем российского капитала в банковской системе Украины составляет 32%. Если бы Киев ввел против них санкции, то в одну секунду обвалил бы собственный банковский сектор, который и так дышит на ладан.
Между тем в украинский список все же попали три крупных банка – Газпромбанк, «Банк Москвы» и Россельхозбанк плюс ряд банков, которые также в санкционном списке ЕС и США: «СМП Банк» и его дочерний «Инвестиционный капитал», банк «Россия» и крупнейший крымский банк РНКБ. Остальные банки из украинского списка – это финорганизации, имеющие бизнес в Крыму, но не имеющие отделений и «дочек» на украинском рынке.
В этом списке также не обошлось без «мертвых душ». В нем оказалось целых четыре банка, которые уже не работают, ибо их лишили лицензии.
Активы санкционных банков, согласно указу украинского президента, должны быть заблокированы, им запрещено оказывать финансовую помощь, выдавать займы или кредиты, гарантии, приобретать ценные бумаги.
В «СМП Банке» говорят, что санкции никак не отразятся на его операционной деятельности, так как у него нет и не было бизнеса на Украине. В крымском РНКБ также не видят угроз для текущей деятельности. «Работа РНКБ выстраивалась таким образом, чтобы в случае санкций не пострадали ни клиенты банка, ни сам бизнес организации», – заявили в пресс-службе.
Наиболее болезненными эти санкции могут стать для Газпромбанка и Россельхозбанка, которые оказывали поддержку украинскому бизнесу своими кредитами. Так, Газпромбанк неоднократно выдавал кредиты «Нафтогазу Украины», а также азотным предприятиям Ostchem Дмитрия Фирташа. По данным «Интерфакса», эти кредиты еще не погашены.
Газпромбанк всегда выручал Украину, когда ей не хватало денег, чтобы купить газ и закачать его в украинские подземные хранилища на зиму. Он не раз предоставлял товарные кредиты для страны под льготные проценты и даже продлевал срок оплаты, когда Нафтогаз оказывался не в состоянии вовремя платить по долгам. Теперь Киев закупает газ на европейские кредиты, но Брюссель как кредитор оказался не таким щедрым. Украина опустилась уже до шантажа, грозя оставить зимой Европу без газа, если та не поможет с деньгами на его закупку.
Однако в целом санкции Украины против российских банков «не способны подорвать устойчивость банковской системы», уверила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, добавив, что не видит никаких рисков.
«Для российских банков это будет болезненно, так как Украина получает возможность блокировать их счета и имущество, а также не исполнять обязательства перед ними. Но это было предсказуемо и наверняка заложено в риск-менеджмент упомянутых банков», – считает отмечает Артем Деев из Amarkets.
Другое дело, что такими действиями Украина сама создает повод для санкций против ее компаний и финансовых институтов.
Если Украина арестует счета и имущества юридических и физлиц РФ и передаст их в собственность Украины, то Россия, скорее всего, ответит симметрично – арестует активы, принадлежащие Украине, на своей территории, не исключает Мадина Абаева из QB Finance. Вероятно, в администрации Порошенко посчитали, что украинских активов в России меньше, чем российских на Украине.
Однако такое поведение серьезно ударит по Украине, отпугнув даже тех немногих инвесторов, которые задумывались прийти в страну. Плюс начнется новый виток оттока иностранцев из страны, которые еще не закрыли свои офисы и бизнесы, надеясь на улучшение политического и экономического климата в стране.
Впрочем, пока не совсем понятно, что подразумевается под блокировкой активов. Возможно, на поверку это будет что-то более безобидное.