Экономика

17 сентября 2015, 21:15

Антироссийскими санкциями Украина накажет сама себя

Фото: Руслан Кривобок/РИА «Новости»

В украинские санкционные списки вошли по четверти российских авиакомпаний и банков России. Правда, не обошлось без «мертвых душ» – ряд компаний уже давно прекратили свое существование. Сработают ли попытки Украины «наказать» Россию – и каким образом Москве стоит отвечать на подобные действия Киева?

Украина своими санкциями пытается наиболее сильно ударить по двум секторам – российским авиаперевозчикам и российским банкам.

Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет

Под украинские санкции попали 25 российских авиакомпаний. Однако большинство из них могут даже не заметить какие-то ограничения. Авиакомпания «АК Барс Аэро» и воронежский «Полет» уж точно пропустили эту новость мимо ушей: они прекратили полеты еще в конце 2014-го – начале 2015 года.

Часть авиакомпаний из списка вообще не летают на Украину, к примеру, «Уральские авиалинии» или «Вим-авиа». Четыре авиакомпании для деловых бизнес-перевозок, попавшие в список, скорее всего, тоже мало что потеряют, учитывая и так разорванные бизнес-контакты между двумя странами. То же касается и двух грузовых авиакомпаний.

Если говорить о возможности запрета регулярных рейсов, то на Украину такие осуществляют лишь пять российских авиакомпаний: «Аэрофлот», его «дочка» «Россия», «Трансаэро» (которая теперь тоже в составе «Аэрофлота»), «Сибирь» (S7) и «Ютэйр». Они выполняют в среднем 10 регулярных рейсов на Украину. Четыре компании летают из Москвы в Киев, три – из Москвы в Одессу, одна – из Москвы во Львов. Плюс два региональных рейса: из Санкт-Петербурга в Киев летает «Россия», из Сургута в Киев – «Ютэйр».

Основной игрок на украинском направлении – «Аэрофлот», который и пострадает больше других. Однако украинский – не самый крупный рынок для российских перевозчиков.

Украина теряет на этом куда больше. «Миллионы граждан Украины работают на территории РФ. Для них это серьезный удар. Альтернативные виды транспорта более сложные и неприятные. Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет», – говорит директор «Авиа.ру» Роман Гусаров. 

Российские авиакомпании приносят реальные деньги Украине. «Это и аэропортовое обслуживание, и заправка, и аэронавигационное обслуживание», – говорит Гусаров. Украина обрубает в этом случае доходы собственным аэропортам, поставщикам топлива и даже местным бюджетам.

Не исключено, что в ответ на такие санкции Россия может также запретить регулярные рейсы украинским авиакомпаниям. Пострадают три украинские компании, летающие в Россию: это «Международные авиалинии Украины» (МАУ), которые летают из Киева в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, а также из Одессы в Москву; авиакомпания «Мотор Сич» (летает по маршруту Запорожье – Москва) и «Днеправиа» (летает из Днепропетровска).

Если даже Москва не будет закрывать свои аэропорты для украинских перевозчиков, это все равно не обрадует украинцев, потому что билеты для них существенно подорожают в силу снижения конкуренции на внутреннем рынке.

Куда более болезненным для российских перевозчиков может оказаться запрет на транзитные перелеты через украинскую территорию, если такой будет введен. Оговоримся, что пока не совсем понятно, что именно запрещает Киев – прямые полеты из России на Украину и/или транзитные перевозки через украинское воздушное пространство. Росавиация и Минтранс РФ не получали официальных уведомлений от украинских авиавластей, и российские компании продолжают летать без изменений рейсов. Вероятно, запретят и то и другое.

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун говорит, что транзит через Украину довольно велик, российские компании могут потерять несколько десятков миллионов долларов. Речь идет о транзитных рейсах на юг Европы и в Турцию. «Это приведет к необходимости увеличения времени для облета украинской территории примерно на 40 минут. Похожая ситуация уже была одно время, когда мы облетали Украину из-за проблем с Крымом», – говорит Тасун.

Однако Роман Гусаров указывает, что ситуация с транзитом через украинскую территорию не столь однозначная, потому что российские авиакомпании так и продолжают облетать Украину.

«Наши маршруты из Москвы на юг, например в Турцию, шли в основном через Восточную Украину, Харьков, Донецк и Крым. Сейчас эти направления и так закрыты. Наши авиакомпании облетают Украину, делают небольшой крюк, и уже давно адаптировались к этой ситуации», – говорит эксперт.

«Что касается Европы, то из Москвы основные и более оптимальные маршруты лежат через Белоруссию и Польшу в Германию, Францию и т. д. Через Украину имело смысл летать только на самый юг Европы. Например, в Грецию, Румынию, Болгарию», – добавляет собеседник. «Потери наши авиакомпании понесут, но серьезных нерешаемых проблем нет», – уверен он.

По статистике, больше всего облет Украины увеличивает время полета из Москвы в румынский Бухарест – на целых 47 минут, в греческие Афины – на 34 минуты, в кипрский Ираклион – на 22 минуты, в болгарскую Софию – на 20 минут. При полете в Загреб (Хорватия) временная разница составит всего пару минут.#{ussr}

Такой облет, безусловно, скажется на цене авиабилетов по этим направлениям. Но тем самым Украина в первую очередь бьет по туризму всех этих южных европейских стран.

«Если не будет возможности отдыхать в Болгарии, значит, не поедем в Болгарию, а поедем в Египет, Турцию или Симферополь. От этого потеряет только Болгария, которая в большой степени заинтересована в получении наших туристов и их денег. Пусть эти страны и разбираются с Украиной» – говорит Роман Гусаров.

В конце концов, потенциальная ответная мера по запрету транзита по российской территории куда более болезненная. «Украинские авиакомпании потеряют возможность выполнять чартерные перелеты, в первую очередь в Азию, через территорию России. Особенно пострадают бизнес-чартеры. Удлинение маршрута для облета России здесь будет уже очень значительное, которое потребует существенных дополнительных расходов», – говорит Гусаров.

«В авиации всегда все меры зеркальные: они запретили – мы запретили. Если украинские санкции вступят в силу, тут даже думать никто не будет, сразу будет зеркальный ответ», – уверен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, передает ТАСС.

«В любом случае это безобразие – втягивать гражданскую авиацию, которая является важным средством коммуникации, сообщения, в политические игры», – резюмирует Борис Рыбак.

Санкции против банков

Что касается санкций Украины против российских банков, то здесь Киев оказался более аккуратен. В список не попали Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, хотя Запад поставил их во главу санкционных списков. Ведь это крупнейшие госбанки РФ.

#{smallinfographicleft=731363}Причина в том, что «дочки» Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка работают на Украине и входят в десятку крупнейших банков в стране. По данным на август 2014 года, объем российского капитала в банковской системе Украины составляет 32%. Если бы Киев ввел против них санкции, то в одну секунду обвалил бы собственный банковский сектор, который и так дышит на ладан.

Между тем в украинский список все же попали три крупных банка – Газпромбанк, «Банк Москвы» и Россельхозбанк плюс ряд банков, которые также в санкционном списке ЕС и США: «СМП Банк» и его дочерний «Инвестиционный капитал», банк «Россия» и крупнейший крымский банк РНКБ. Остальные банки из украинского списка – это финорганизации, имеющие бизнес в Крыму, но не имеющие отделений и «дочек» на украинском рынке.

В этом списке также не обошлось без «мертвых душ». В нем оказалось целых четыре банка, которые уже не работают, ибо их лишили лицензии.

Активы санкционных банков, согласно указу украинского президента, должны быть заблокированы, им запрещено оказывать финансовую помощь, выдавать займы или кредиты, гарантии, приобретать ценные бумаги.

В «СМП Банке» говорят, что санкции никак не отразятся на его операционной деятельности, так как у него нет и не было бизнеса на Украине. В крымском РНКБ также не видят угроз для текущей деятельности. «Работа РНКБ выстраивалась таким образом, чтобы в случае санкций не пострадали ни клиенты банка, ни сам бизнес организации», – заявили в пресс-службе.

Наиболее болезненными эти санкции могут стать для Газпромбанка и Россельхозбанка, которые оказывали поддержку украинскому бизнесу своими кредитами. Так, Газпромбанк неоднократно выдавал кредиты «Нафтогазу Украины», а также азотным предприятиям Ostchem Дмитрия Фирташа. По данным «Интерфакса», эти кредиты еще не погашены.

Газпромбанк всегда выручал Украину, когда ей не хватало денег, чтобы купить газ и закачать его в украинские подземные хранилища на зиму. Он не раз предоставлял товарные кредиты для страны под льготные проценты и даже продлевал срок оплаты, когда Нафтогаз оказывался не в состоянии вовремя платить по долгам. Теперь Киев закупает газ на европейские кредиты, но Брюссель как кредитор оказался не таким щедрым. Украина опустилась уже до шантажа, грозя оставить зимой Европу без газа, если та не поможет с деньгами на его закупку.

Однако в целом санкции Украины против российских банков «не способны подорвать устойчивость банковской системы», уверила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, добавив, что не видит никаких рисков.

«Для российских банков это будет болезненно, так как Украина получает возможность блокировать их счета и имущество, а также не исполнять обязательства перед ними. Но это было предсказуемо и наверняка заложено в риск-менеджмент упомянутых банков», – считает отмечает Артем Деев из Amarkets.

Другое дело, что такими действиями Украина сама создает повод для санкций против ее компаний и финансовых институтов.

Если Украина арестует счета и имущества юридических и физлиц РФ и передаст их в собственность Украины, то Россия, скорее всего, ответит симметрично – арестует активы, принадлежащие Украине, на своей территории, не исключает Мадина Абаева из QB Finance. Вероятно, в администрации Порошенко посчитали, что украинских активов в России меньше, чем российских на Украине.

Однако такое поведение серьезно ударит по Украине, отпугнув даже тех немногих инвесторов, которые задумывались прийти в страну. Плюс начнется новый виток оттока иностранцев из страны, которые еще не закрыли свои офисы и бизнесы, надеясь на улучшение политического и экономического климата в стране.

Впрочем, пока не совсем понятно, что подразумевается под блокировкой активов. Возможно, на поверку это будет что-то более безобидное.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Кремле заявили об отсутствии предпосылок переговоров с Киевом
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

На Западе опубликован «стамбульский» проект договора между Россией и Украиной

Маск спросил Белый дом, как должна выглядеть победа Украины

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

НПЗ в Славянске-на-Кубани приостановил работу из-за атаки украинских дронов

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани Краснодарского края частично приостановил работу после ночной атаки украинских беспилотников, сообщил директор по комплексной безопасности группы компаний «Славянск ЭКО» Эдуард Труднев.

Боец ВС России из Узбекистана сбил украинский беспилотник вещмешком

Опубликована видеозапись того, как боец Вооруженных сил России, спасая себя и товарищей в зоне специальной военной операции на Украине, сбивает украинский беспилотник вещмешком.

Иванов за время работы в МО купил огромный дом и раритетный лимузин

Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый во взяточничестве, с 2016 по 2019 год вместе с супругой приобрели в собственность дом площадью более 1,5 тыс. кв. метров и раритетный лимузин ЗиС-110.

Один этаж аэропорта Внуково эвакуировали из-за угрозы взрыва

Один из этажей административного здания аэропорта Внуково эвакуирован из-за угрозы взрыва, сообщили в правоохранительных органах.

Сунак пообещал оказывать военную поддержку Украине до конца десятилетия

Британия продолжит оказывать поддержку Киеву в сфере безопасности до конца десятилетия, сообщил американской газете The Wall Street Journal премьер-министр Британии Риши Сунак.

Президенту Польши велели не обсуждать возможное размещение ЯО в стране

У президента Польши Анджея Дуды нет полномочий обсуждать возможность размещения в стране ядерного оружия, заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский.

МИД Италии вызвал посла России из-за передачи Газпрому активов Ariston Thermo Group

Глава МИД Италии вице-премьер Антонио Таяни поручил вызвать посла России в Риме Алексея Парамонова для объяснений в связи с решением российского правительства передать российские активы итальянской Ariston Thermo Group в управление компании «Газпром бытовые системы».

Первый в 2024 году банк рухнул в США

Департамент по банкам и ценным бумагам штата Пенсильвания закрыл Republic First Bank, который стал первым рухнувшим в 2024 году в США банком, сообщила американская Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC).

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

В Индии заметили подозрительную ситуацию с Залужным

Экс-главком ВСУ Валерий Залужный довольно подозрительно отсутствует в поле зрения общественности в последние недели, сообщает индийский канал WION.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?