Россия снова стала увеличивать свои вложения в ценные бумаги правительства США, хотя до этого наблюдалась тенденция к снижению российских вложений в американские облигации. Так, в мае Россия увеличила свои вложения на 4,1 млрд долларов до 70,6 млрд долларов, сообщил американский минфин.
Даже несмотря на майский обратный тренд, в целом в американских бумагах сейчас хранится почти в два раза меньше российских резервов, чем было на конец 2013 года
В общем объеме иностранных вложений в ценные бумаги США, которые составляют 6,13 трлн долларов, доля России составляет всего 1,1%. Однако до 2008 года Россия вообще не входила в группу основных покупателей US Treasuries («трежерис»). А вот в кризисный год Москва инвестировала в американские бумаги рекордную сумму, вложения выросли за год сразу в 3,5 раза с 32,6 млрд долларов до 116,4 млрд долларов. К концу 2013 года Россия инвестировала в казначейские облигации США уже целых 138,6 млрд долларов и уже начала пробиваться в топ-10 крупнейших держателей американских бумаг.
Однако в 2014 году, как раз на фоне обострения геополитического противостояния с США (в контексте Украины), Россия начала обратный отсчет. С августа 2014 года Россия начала особенно активно избавляться от американских бумаг.
За прошлый год вложения России в «трежерис» сократились на 52,6 млрд долларов – почти на 38%. В январе – апреле эта тенденция продолжилась. Поэтому даже несмотря на майский обратный тренд, в целом в американских бумагах сейчас хранится почти в два раза меньше российских резервов, чем было на конец 2013 года. Так, в декабре 2013 года объем американских государственных ценных бумаг в российском портфеле составлял 138,6 млрд долларов, в августе 2014 года – уже 118,1 млрд долларов, после наращивания бумаг в мае – всего только 70,6 млрд долларов. Если в августе прошлого года Россия была на 12-м месте в списке крупнейших держателей американских облигаций, то по состоянию на май 2015 года – уже на 20-й позиции. Россия пропустила вперед Норвегию, Канаду и Францию.
Интересно, что тренд остывания к казначейским облигациям США был отмечен не только со стороны России, но и со стороны других иностранных центробанков. В первые недели марта 2014 года вложения в американские «трежерис» рухнули сразу на более чем 100 млрд долларов. Это было максимальное падение за всю историю сбора данных. Это более чем втрое больше предыдущего рекорда падения в 32 млрд долларов, установленного в середине 2013 года.
Первое место в списке держателей американских бумаг в мае снова досталось Китаю. Пекин уже давно держит это место, однако в апреле 2015 года его неожиданно опередила Япония, которая стала крупнейшим держателем американских «трежерис» впервые за все время после финансового кризиса 2008 года. КНР вернула звание, потому что увеличила свои вложения с 1,263 трлн долларов в апреле до 1,270 трлн в мае. Стратегии Пекина и Москвы в последнее время очень схожи, до этого Китай также избавлялся от американских бумаг. С февраля 2014 года по февраль 2015 года Китай сократил их объем на 49,2 млрд долларов. А вот Япония за тот же период увеличила вложения на 13,6 млрд долларов. Так, за шесть месяцев подряд (с октября 2014 года по март 2015 года) Китай уменьшил свои вложения в американские бумаги на 15,4 млрд долларов до 1,224 трлн долларов.
По данным на май 2015 года, на втором месте Япония, в копилке которой американские бумаги на 1,214 трлн долларов. Вслед за ними в первой десятке расположилась группа офшорных государств Карибского бассейна (311,5 млрд долларов), государства-члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) (296,8 млрд), Бразилия (258,5 млрд), Швейцария (222,7 млрд), Ирландия (209,0 млрд), Бельгия (202,8), Великобритания (199,5) и Гонконг (186,3 млрд).
Стоит отметить, что активно выходит из американских бумаг Бельгия. Еще в феврале она шла сразу после Японии и Китая, хоть и с большим отрывом, а теперь лишь на восьмом месте. За несколько месяцев Бельгия снизила вложения в «трежерис» на целых 142,5 млрд долларов: с 345,3 млрд долларов в феврале до 202,8 млрд долларов в мае.
Когда Россия в прошлом году начала резко снижать инвестиции в американские бумаги, многие увидели в этом политические причины. Зачем Москве помогать американской экономике на фоне санкционной экономической войны? По факту стратегия вложения резервов Фонда национального благосостояния и резервов ЦБ РФ в американские бумаги определяется в первую очередь все же доходностью.
«Мы увеличили держания бумаг в мае, для того чтобы на этом заработать. Мы думали, что они вырастут в цене при ухудшении ситуации в мировой экономике. Обычно казначейские бумаги США дорожают при кризисе. Но этот кризис развивался не совсем обычно. Инвесторы опасались повышения ставок в США и продавали все долгосрочные облигации, включая казначейские. Вследствие этого облигации стали падать в цене. Поэтому покупка в мае была ошибкой в торговой тактике. Мы недооценили влияние ожиданий повышения ставок в США на рынок американских гособлигаций», – считает Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ».
Так, доходность 10-летних долгов американского казначейства в мае достигла полугодовых максимумов – около 2,2%, а цена, соответственно, полугодовых минимумов. В июне обесценивание «трежерис» неожиданно продолжилось: доходность взлетела до 2,4%, а цена упала еще ниже. «Понижение цен на казначейские долги США бывает в периоды повышения интереса к активам риска, таким как рубль и евро, российские акции и облигации Испании и Португалии», – добавляет Крылов. Когда же интерес к рисковым активам падает, казначейские облигации воспринимаются как актив-убежище.
В этих действиях не следует искать политику, считает также финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. «Существует прямая корреляция между объемом резервов РФ в целом и их вложениями в американские ценные бумаги. С начала этого года, когда объем резервов ЦБ стабилизировался, снижение можно объяснить непривлекательностью покупок американских облигаций, поскольку их доходность существенно снизилась на фоне отдаления предполагаемой даты повышения процентной ставки. Однако в последние месяцы доходность американских облигаций, впрочем, как и европейских, заметно увеличилась, а также начались активные покупки в Резервный фонд почти без перерыва по 100 млн в день с мая», – объясняет Купцикевич.
При росте резервов управляющие в ЦБ продолжают покупать американские бумаги вопреки динамике политических отношений.
«Все дело в характеристиках, предъявляемых к резервам. Входящие в них бумаги должны быть ликвидными, а рынок – глубоким, чтобы можно было их оперативно покупать и продавать в существенных количествах, не боясь заметно повлиять на рынок. По этим показателям номинированные в долларах активы остаются самыми лучшими», – поясняет Купцикевич.