Греция должна покинуть еврозону в случае невыполнения требований кредиторов, заявил во вторник в прямом эфире немецкого телеканала ZDF заместитель председателя Европейского парламента Александр Ламбсдорф.
Ни одна из сторон не заинтересована в дефолте и выходе Греции из зоны евро
До сих пор таких категоричных выпадов ЕС не позволял. Наоборот, европейские лидеры и регуляторы не раз повторяли, что надо избежать выхода Греции из еврозоны. В частности, Ангела Меркель обещала сделать все необходимое для этого.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер также полностью исключал возможность выхода Греции из еврозоны и дефолта Афин по долгам. Потому что если Грецию не удастся экономически удержать на плаву, то это «приведет к последствиям, масштаба которых люди себе даже не представляют».
Между тем до пятницы Афины должны оплатить очередную часть долга МВФ. Но у Греции нет денег на это. «Транши МВФ, которые запланированы на 5 и 19 июня, составляют 1,6 млрд евро. Эти деньги не будут переведены, так как их нет. Это известный факт, и мы ведем переговоры, основываясь на осторожном оптимизме, что в ближайшее время будет достигнуто соглашение», – говорил в конце мая министр внутренних дел и административной реформы Греции Никос Вуцис.
Накануне европейские власти за закрытыми дверями обсуждали окончательное предложение греческому правительству по поводу получения нового пакета помощи, который позволил бы Афинам остаться в еврозоне, сообщают греческие СМИ со ссылкой на Dow Jones Newswire.
На переговорах присутсвовали канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Неожиданно к ним присоединились также главы Европейского центрального банка Марио Драги и Международного валютного фонда Кристин Лагард, передают источники СМИ.
Между тем Ламбсдорф категоричен, уверяя, что это предложение будет последним. Ранее он написал в своем «Твиттере», что встреча европейских лидеров в Берлине «является финальным отсчетом для Афин». А сегодня подтвердил: «Если Греция это не выполнит, то я говорю однозначно – Греция должна покинуть еврозону».
Ламбсдорф исходит из того, что выход Греции сейчас не так опасен. Если бы выход Греции из еврозоны состоялся несколько лет назад, это «могло бы стать катастрофой, так как это затронуло бы Испанию, Португалию, Ирландию», однако в настоящее время эти страны провели необходимые реформы для укрепления своей экономики. В результате присутствие Греции, которая не может отвечать по своим долгам, вредит зоне европейской валюты. «Речь идет о стабилизации еврозоны, о надежности евро», – заявил политик.
Ламбсдорф в некотором смысле прав, говоря, что выход Греции из состава еврозоны сейчас будет менее болезненным для региона, нежели несколько лет назад.
«За последние годы экономика Европы не стала сильнее, однако программа стимулирования ЕЦБ запущена, чтобы это исправить. Эта программа поддерживает ликвидность европейских банков, что стабилизирует работу финансовой системы еврозоны. Если Греция объявит дефолт, то долги страны создадут дыру в балансах европейских банков, однако найти необходимую ликвидность сейчас будет проще, нежели несколько лет назад», – объясняет Игорь Клюшнев из ИК «Фридом Финанс».
Однако экономисты не спешат драматизировать ситуацию, расценивая заявления Ламбсдорфа как продолжение давления со стороны ЕС на Грецию.
Если Греция до пятницы не оплатит часть долга, то ее ждет технический дефолт, и это, безусловно, негативно отразится в первую очередь на курсе евро, говорит Игорь Клюшев. Хотя выход Греции из еврозоны уже в некоторой степени заложен в курсе валюты, но в случае объявления дефолта курс евро к доллару снизится до 0,95, а по отношению к российской валюте евро упадет до 51,3 рубля, считает он.
Но главное, что на карту в этом случае ставится судьба Евросоюза и его целостность. По большому счету выход Греции опасен и страшен, даже если другие периферийные страны валютного союза, как, например, Испания, и не думают о выходе из еврозоны. Главное, что весь остальной мир будет этого бояться, еврозона в одночасье потеряет доверие со стороны участников мирового рынка. Греция своим выходом спровоцирует небывалый отток средств из самых сильных европейских стран – той же Германии, Франции, Голландии и т. д.
Наконец, греческие баталии по долгу идут с 2010 года, и за последние пять лет Греция не раз могла объявить дефолт, но каждый раз этого так и не происходило. Вместе с тем за это время Евросоюз столько сил, времени и денег потратил на Грецию, что появились уже признаки усталости. Однако, с другой стороны, свести на нет все эти усилия и рискнуть стабильностью всей еврозоны Брюсселю также не имеет смысла. Иначе все это было зря и придется расписаться в своей неправильной политике в отношении Греции в последнее пятилетие.
Если даже для Украины, которая не является членом ЕС, международные кредиторы готовы пойти на крайне мягкие условия (отсрочка платежей на семь лет с доходностью в 6,7%), то вряд ли Брюссель не пойдет на уступки Греции, считают аналитики «Вектор Секьюритиз».
Что касается греческих властей, то ее шантаж тройки кредиторов – ЕЦБ, МВФ и ЕК – также может быть основан больше на популизме. Еврозона, конечно, пострадает от выхода страны, но и сама Греция переживет не меньший шок от дефолта. И главное, что нет никаких гарантий, что греческое население, которое сейчас заодно с новым лидером, выступающим против политики затягивания поясов, поддержит партию СИРИЗА после провала решения долговой проблемы. Потому что дефолт поначалу опустит страну на самое дно, и еще несколько лет греки не смогут начать не экономить, а «тратить», как хотят.
Поначалу Греции придется перейти на национальную валюту, в результате импорт резко подорожает, население станет еще беднее, многие обанкротятся, потеряют работу и т. д. Но, с другой стороны, многие греческие компании получат возможность для нового рывка, а финансовая система из хаоса сможет перестроиться на адекватную работу. Но, чтобы выйти из этой ямы, потребуется еще пять–семь лет, говорили эксперты. После чего Греция сможет стать более самостоятельной экономикой, а не тянуть за собой десятилетиями шлейф из европейских кредиторов, указывающих, что и как делать стране.
Другое дело, если бы еще пять лет назад Греция выбрала дефолт вместо кредитной иглы. Тогда сейчас это была бы уже другая страна, с более устойчивой экономикой.
Сейчас же новые долговые баталии, скорее всего, закончатся, как и раньше. «Ни одна из сторон не заинтересована в дефолте и выходе Греции из зоны евро. Да, обе стороны пытаются максимально продавить свою линию, но это вовсе не означает, что у них нет политической воли для недопущения дефолта, поэтому дефолт они не допустят. Возможно, вопрос не будет решен полностью и проблема не уйдет, а лишь будет отсрочена путем погашения текущих выплат, и после спор продолжится, но это уже не дефолт и не катастрофа. А спорить они могут еще долго», – резюмируют аналитики «Вектор Секьюритиз».
Греция ведет переговоры с ЕС и МВФ об урегулировании долга более чем на 240 миллиардов евро и размораживании последних траншей финансовой помощи от них. Долги образовались после спасения греческого бюджета от дефолта в 2010 и 2012 годах. Прогнозы кредиторов, что жесткие меры экономии позволят Греции выплачивать кредиты, не оправдались.