Накануне телеканал Al Arabiya объявил, что «с понедельника квалифицированные иностранные инвесторы могут производить сделки» на фондовой бирже Саудовской Аравии.
С политической точки зрения этим шагом Саудовская Аравия создает себе союзников, которые будут вынуждены защищать свои экономические интересы в случае гипотетического конфликта с Ираном
Саудовская фондовая биржа, которая занимает 11-е место по капитализации (590 млрд долларов) в мире, до сих пор считалась одной из самых закрытых. Теперь же иностранные банки, брокеры, фонды и страховые компании за пределами Залива могут напрямую инвестировать в саудовскую экономику, правда, с рядом оговорок. В частности, покупать акции смогут только инвесторы, которых одобрят регулирующие органы.
«Историческое событие»
Решение открыть биржу для иностранцев было анонсировано еще летом прошлого года. О нем тогда написала влиятельная саудовская газета Asharq Al-Awsat. Издание называло даже дату «долгожданного для арабского мира события» – середина 2015 года.
В ожидании этого события за шесть месяцев этого года индекс саудовской биржи поднялся на 16 процентов, что является абсолютным рекордом для региона, пишет американская Wall Street Journal.
Рекордный рост индекса произошел в крайне неблагоприятных экономических условиях для Эр-Рияда. Саудиты ведут по сути войну на два фронта: одну – воздушную против хуситов в соседнем Йемене, другую – вдали от своих границ, в Сирии, руками боевиков Сирийской свободной армии, которая сражается там и с правительственной армией, и со сторонниками ИГИЛ.
Кроме того, в январе в стране сменилась власть, на престол взошел новый король – Салман аль Сауд, начавший кадровые перестановки. По мнению некоторых наблюдателей, он впервые в истории страны открыл дорогу молодым и образованным саудовцам.
Игра престолов
Открытие рынка было воспринято в мире, и особенно в США с большим энтузиазмом, а арабские фонды назвали это «началом исторической трансформации».
Очевидно, что зарубежные инвесторы, в первую очередь американские, давно присматриваются к саудовскому рынку. По данным Международного валютного фонда на 2014 год, ВВП страны превышал отметку в 1,605 трлн долларов. Этот показатель позволяет королевству входить в двадцатку крупнейших экономик мира. Рост экономики королевства аль-Саудов в 2008–2013 годах составлял в среднем 5,5 процентов.
«Давая доступ иностранным инвесторам к своему финансовому рынку, Саудовская Аравия посылает четкий сигнал глобальному инвестиционному сообществу, что она готова принять на себя ответственность и разделить риски с мировыми экономическими игроками», – отметил глава ближневосточного отделения Standard & Poor's Стюард Андерсон, передает Arab News.
Директор Института религии и политики Александр Игнатенко тоже считает, что таким жестом Эр-Рияд пытается расширить число своих союзников, в частности усилить свое влияние на западные страны, но в подоплеке эксперт видит не экономический, а больше политический резон. «С точки зрения саудовских властей военный конфликт с Тегераном вполне вероятен. Открытие рынка для иностранцев может в какой-то степени обезопасить королевство, – сказал газете ВЗГЛЯД Александр Игнатенко. – Этим шагом Саудовская Аравия расширяет сеть союзников, которые будут вынуждены защищать свои экономические интересы в случае такого конфликта».
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов тоже отметил политическую составляющую в декларациях Эр-Рияда, связанных, казалось бы, лишь с экономикой. «Ранее много шума наделало заявление Эр-Рияда о зеленой энергетике. Королевство попыталось вписаться в западный тренд, хотя мы прекрасно понимаем, что страна, которая производит почти девять миллионов баррелей в день, не будет развивать зеленую энергетику. Это тешит самолюбие Запада, которому очень приятно видеть Саудовскую Аравию прозападной», – сказал Симонов газете ВЗГЛЯД.
Королевская казна не оскудеет
Что касается экономических резонов, то Эр-Рияд и не скрывает, что таким способом пытается снизить свою зависимость от нефтяных доходов, составляющих до 90% поступлений в казну. Как заявил глава Агентства денежного обращения Саудовской Аравии (местный Центробанк) Фахад аль-Мубарак, власти делают все возможное, чтобы укрепить финансовый сектор страны. Экономика королевства в состоянии пережить сложности, связанные с падением цен на черное золото, добавил главный банкир, которого цитирует саудовская газета Al-Riyadh.
Примечательно, что, несмотря на обрушение цен на черное золото, рост ВВП Саудовской Аравии в прошлом году, по данным «Саудо-американской торговой группы», достигал 3,4 процента. А, к примеру, инфляция в прошлом месяце составила всего лишь 2,1%.
«Саудовская Аравия остается прежде всего нефтяным государством, и ее зависимость от нефти на порядок выше, чем у России, – пояснил Константин Симонов. – После падения цены на нефть она заинтересована в иностранных инвестициях в другие сегменты экономики».
Конечно, Саудовская Аравия хотела бы, чтобы инвестиции были направлены в другие сегменты, но «вопрос в том, готовы ли в них инвестировать иностранные компании», – подчеркнул эксперт. Так что ее предложением могут лишь заинтересоваться инвесторы, которые готовы вкладывать в рискованные сегменты. «Это венчурные инвесторы, которые надеются на быструю окупаемость, повышенную прибыль, они не связаны с какими-то отраслями», – отметил эксперт, напомнив, что инвестиции в Саудовской Аравии по-прежнему ничем не защищены.