Одним из итогов прошедшего накануне саммита в Минске стала договоренность России и Украины продолжить переговоры по газу – они намечены на 6 сентября.
Это похоже не уловку, на военную хитрость. Потому что речь тут идет о том, чтобы кардинально изменить механизм ценообразования
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, в свою очередь, призвал стороны подписать «промежуточное соглашение» по газовому спору, которое бы вступило в силу до решений Стокгольмского арбитража, рассматривающего взаимные иски Газпрома и Нафтогаза.
Позже в Еврокомиссии заявили, что во время визита Эттингера в Москву 29 августа он представит «новые предложения ЕК для достижения компромисса по газу с Украиной». Тем временем Украина уже предложила новый вариант урегулирования спора. И хотя, как говорит Юрий Продан, украинский министр энергетики и угольной промышленности, Украина не намерена уступать России в цене на газ на трехсторонних переговорах, Киев явно смягчил свой подход.
По его словам, Украина намерена закупать российский газ по 320 долларов за тысячу кубометров летом и по 385 долларов зимой. Это «последнее компромиссное предложение», которое Украина вынесет на «трехсторонке» 6 сентября, заявил Продан.
Требование цены в 268,5 долларов за тысячу кубометров, которую как мантру повторяли украинские чиновники последние полгода, исчезло. Более того, Продан признал цену в 385 долларов за тысячу кубометров, которую и предлагал Газпром по доброй воле еще в начале лета. Это на 100 долларов ниже, чем нынешняя цена на газ для Украины по контракту (после того, как исчезла аналогичная скидка по Харьковскому договору, потому что исчез предмет скидки – России больше не надо платить аренду за пребывание Черноморского флота в Крыму).
И все же Украина лишь формально показывает свою близость к позиции России. На самом деле это крайне хитрое предложение.
«Это похоже на уловку. Потому что речь идет о том, чтобы кардинально изменить механизм ценообразования», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Дело в том, что ни в одном газпромовском контракте, в том числе с европейскими потребителями, цена на поставки газа не зависит от сезонного фактора. Она зависит от параметров формулы цены, а они в свою очередь зависят от базовой цены поставок, цен на нефть и коэффициента.
Зачем Украине такой сезонный фактор? Логика в том, чтобы покупать газпромовский газ летом дешевле, чем обходится в это время реверс из Европы. А зимой, так и быть, покупать российский газ по обозначенной Газпромом льготной цене. Так, сейчас Украина покупает реверсный газ из Европы по 370–380 долларов за тысячу кубометров. Зимой реверс дорожает. Если в декабре 2013 года цена российского природного газа для Украины составила 394 доллара, то из Европы – 423 доллара за тысячу кубометров.
Более того, Киев рассчитывает на то, что сможет закачивать в свои хранилища газ летом по низкой цене, чтобы использовать его зимой, когда цена будет повышена.
Как отмечает Алексей Гривач, по контракту с Газпромом максимальные суточные поставки импортного газа на Украину могут составлять 140 млн кубометров. Вне отопительного сезона, то есть с апреля по середину октября, когда текущее потребление газа снижается, Нафтогаз может накопить при максимальном импорте газпромовского газа 26 млрд кубометров газа, посчитал эксперт. «Похоже, что это может быть большая часть того, что им нужно зимой», – говорит Гривач.
Для сравнения, в 2013 году Газпром экспортировал на Украину как раз около 26 млрд кубометров газа. Правда, это было на 21,4% меньше, чем в 2012 году, когда Киев купил у Москвы почти 33 млрд кубометров. Падение экономики и теплая зима помогли.
Сейчас Украина тоже снизила потребление газа. Причиной тому являются военные действия на востоке страны, где сосредоточены многие промышленные предприятия, которые останавливаются и разрушаются, соответственно, не потребляют газа. А также чрезвычайное положение по газу, объявленное кабмином Украины, которое насильно заставляет промышленность сокращать потребление газа, чтобы сэкономить «крохи» на зиму.
Таким образом, хитрость в том, чтобы, с одной стороны, было похоже, будто бы Киев пошел на компромисс и согласился на российскую цену, а с другой – покупать газ на самом деле по другой цене, гораздо ниже.
Газпром на полное изменение механизма ценообразования наверняка не пойдет. Это завуалированный обман (преследующий политические цели в преддверии выборов). Даже европейцам скидки давались без изменения устоявшейся системы ценообразования. Возможна лишь легкая корректировка параметров.
«В контракте есть формула. Газпром может внести понижающий коэффициент, чтобы снизить нынешнюю контрактную цену (с 485 до 385 долларов за тысячу кубометров). Поскольку цена для европейских партнеров была таким образом скорректирована, а украинская цена после отмены харьковской скидки осталась на уровне пятилетней давности. Вот тот ресурс, который можно обсуждать», – говорит Алексей Гривач.
Непонятно, почему Газпром должен соглашаться на цену в 320 долларов за тысячу кубометров, когда сама Украина платит летом за реверсный газ из Европы по 370–380 долларов. «Давайте тогда уже по 320 долларов летом, а по 420 – зимой, чтобы как-то компенсировать потери. При этом введем обязательство по сбалансированному отбору газа. Такой контракт, чтобы полгода газ выбирался, а остальные полгода – не выбирался, невозможен», – говорит Гривач.
Позиция России
Удивляет, что Продан, предложив хитрую цену на газ, ничего при этом не сказал об оплате газового долга, который висит за поставки газа в 2013 и 2014 годах. Это 4,5–5 млрд долларов – в зависимости от того, о какой цене договорятся стороны: 485 или 385 долларов за тысячу кубометров.
При этом Россия четко дала понять, что ее позиция с тех пор, как Украина была переведена на предоплату, не изменилась: нужно оплатить долги и начать платить за текущие поставки газа в соответствии с контрактной ценой или договоренностями по цене.
#{ussr}«Позиция России очень простая – надо погасить долги. У ЕК однозначно такая же позиция. И, кстати, позиция МВФ тоже совпадает. Когда приезжали представители МВФ в Киев, я с ними общался. У них правовая позиция, есть договор, поэтому долги надо погасить. Да, ситуация сложная, но в формате закона у нас нет военного положения, нет войны, у нас есть просто антитеррористическая операция, и никаких юридических последствий для невыполнения договоров это не предполагает», – говорит газете ВЗГЛЯД член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.
Россия, по мнению Гривача, будет договариваться не о временном решении, как предлагает ЕК, а о пакетном и окончательном. «Речь идет о финальной договоренности, которая предполагает урегулирование вопроса с исками в Стокгольмский арбитраж во внесудебном порядке. Потому что если сейчас мы временно идем на какие-то льготы и продолжаем судиться, то эти уступки потом могут ослабить наши позиции в суде», – говорит Алексей Гривач.
Таким образом, чтобы зимой без газа не оказалась ни часть Европы, ни Украины, Киеву надо согласиться на скидку в 100 долларов от контрактной цены на импорт газа, признать газовые долги и оплатить хотя бы их часть, предоставив серьезные международные гарантии на оплату остального долга, и урегулировать газовый вопрос в досудебном порядке.
«Для рассрочки оплаты долга должны быть предоставлены гарантии и Брюсселя, и гарантии украинского правительства, подтвержденные материальными активами. Сейчас сложно сказать, какие это могут быть активы. Проблема в зыбкости такого подхода. Европа не в том сейчас состоянии, чтобы предоставлять финансирование Киеву», – говорит Гривач. Но в конечном счете механизм гарантий можно разработать.
Риски Киева
То, что украинская власть замалчивает оплату долга и выдвигает странные «компромиссные» предложения по цене на газ, объясняется внутренней политической ситуацией. Переговорный процесс по газу серьезно осложняют предстоящие выборы на Украине, считает Корольчук.
«Это будет стоить нынешней политической элите Украине многих голосов на предстоящих выборах. Здесь многие будут считать, что погашение долгов Газпрому – это уступка со стороны Украины, не понимая, что это нужно сделать, потому что это договорные обязательства», – говорит украинский эксперт.
Выборы очень усложнят переговорный процесс. «Учитывая, что мы позаимствовали у вас (России – прим. ВЗГЛЯД) использование медийных технологий, по телеканалам у нас идет линия восприятия информации, в контексте которой, я боюсь, многие люди не воспримут оплату долгов и покупку газа у России. Тут какое-то несчастное рукопожатие Путина и Порошенко вызывает такое недовольство. Если заплатят 3 млрд долларов – это будет взрыв», – считает Корольчук.
Порошенко и Яценюк сами загнали себя в такую ловушку, из которой придется находить информационный выход. Например, под шумок выплат в начале сентября долгов по евробондам, на которые выделил деньги МВФ, могут оплатить и часть долга Газпрому (из денег МВФ), не исключает Корольчук.
Правда, после того, как удастся договориться по долгам и дать согласие на цену в 370–380 долларов за тысячу кубометров, предстоит еще найти деньги на покупку российского газа. Потому что денег на это фактически нет ни у Нафтогаза, ни в госбюджете.
По словам Корольчука, Нафтогаз сможет аккумулировать не больше 600 млн долларов. А этого хватит лишь на 1,6 млн кубометров газа при потребностях в миллиардах. «Покупку импортного газа надо оплачивать из тех денег, которые собираются на рынке с потребителей. А там слезы, копейки», – говорит Корольчук.
Он видит несколько выходов из этой ситуации. Один путь был даже озвучен главой Нафтогаза Андреем Коболевым. По его словам, если появится посредник между Газпромом и Нафтогазом, который предложит лучшую цену на газ, то от него не откажутся.
«Я думаю, что могут обратиться к той схеме, которая была апробирована ровно год назад. Тогда при Януковиче очень тяжело двигался процесс закачки газа в украинские ПХГ, потому что денег не было. Газпром тогда давал отсрочки, которые оформлялись как кредиты. Когда настал дедлайн – середина сентября, задействовали компанию Фирташа для закупки газа у Газпрома для закачки в ПХГ», – говорит Корольчук. Тогда Фирташ получил газ со скидкой.
Поэтому эксперт не исключает, что и в этот раз правительство Украины может обратиться к Дмитрию Фирташу, чтобы он купил минимум 5 млрд кубометров газа у Газпрома, с которым у него давние партнерские отношения. «На него могут повесить обязательства закачать в ПХГ российский газ», – говорит украинский эксперт.
Правда, этот путь в итоге снова приведет в никуда, если не будут оплачены долги Газпрому. Более того, весной, когда в ПХГ останется только буферный газ (который нельзя использовать для потребления), государство еще будет должно частным компаниям, чей газ оно использовало зимой из ПХГ.
Второй вариант у Украины, считает Корольчук, оплатить часть долгов из денег МВФ, а для закупки импортного газа договориться о кредитах у Газпрома, как это делалось ранее. Вот только политический и военный фон явно не настраивает Россию на выдачу таких кредитных линий.
Алексей Гривач видит еще один вариант: в счет оплаты импортного газа для Украины может быть зачтена сумма оплаты Газпромом транзита газа.
Россия может согласиться на такие уступки, учитывая финансовое и экономическое положение Украины – на рассрочку оплаты долга и на различные схемы оплаты импортного газа. Но основные условия сохранятся, в том числе рыночная цена в 385 долларов за тысячу кубометров, по которой в среднем платят за российский газ все потребители. Во-вторых, серьезные гарантии по оплате оставшихся долгов и потенциальных кредитов. Наконец, ЕК со своей стороны может дать гарантии не препятствовать строительству «Южного потока».
Еще один немаловажный фактор для успеха газовых переговоров заключается в том, что договориться и придумать все эти механизмы надо быстро – уже в сентябре. Середина октября – крайний срок, считает Гривач. Если в этот период будут возобновлены поставки газа из РФ на Украину, то отопительный сезон и ЕС, и Украина пройдут безболезненно. Если же Киев затянет решение газового вопроса до Нового года, отбирая тем временем газ из подземных хранилищ, то тогда даже возобновление импорта газа из России уже не поможет избежать газового кризиса.
«Я бы сказал, что у Украины сейчас не шанс, а острая потребность в решении газового вопроса, поскольку она не готова к отопительному сезону. А это делает Европу и Россию заложниками Украины в вопросе транзита газа для европейских потребителей», – говорит Гривач из ФНЭБ.
Таким образом, у Украины (и ЕС) есть все возможности не остаться зимой без газа и отопления, надо лишь руководствоваться экономическим здравым смыслом, а не подсчетом потерянных голосов на выборах. Вот только, к сожалению, есть большие сомнения в том, что нынешняя политическая элита беспокоится о своем народе больше, чем о своей карьере.