Экономика

25 декабря 2014, 16:05

Грузовым вагонам в России продлевают жизнь незаконно

Фото: Sergeev Pavel/wikipedia.org

Первую грузовую компанию заподозрили в незаконном продлении срока службы сразу для 1,5 тыс. грузовых вагонов. Вместо трех–пяти лет, разрешенных экспертами, им продлили жизнь на 10 лет. Эксплуатация на железных дорогах вагонного хлама не только повышает риски аварий, но и создает проблемы другим игрокам отрасли и в целом российской экономике.

Как стало известно газете ВЗГЛЯД, эксперты диагностического центра железнодорожного подвижного состава «Вагоны» выявили факт фальсификации «Первой грузовой компанией» (ПГК) технических данных о своих грузовых вагонах. ПГК – один из крупнейших железнодорожных операторов грузов.

Любые фальсификации ведут к уменьшению безопасности движения, а последствия могут быть самые плачевные

Речь идет о незаконном продлении срока службы вагонов. По документам, у ПГК более пяти тысяч единиц подвижного состава, срок службы которого продлен на 10 лет. Однако для 1486 вагонов срок службы по подлинным документам был пролонгирован всего на три–пять лет. Это позволило ПГК продолжить эксплуатацию железнодорожной техники, которая вышла за назначенный срок службы. Письмо с описанием нарушений было направлено в Ространснадзор и Минтранс.

В документе указывается, что диагностический центр «Вагоны» в 2012 году провел оценку полувагонов ПГК, и согласно техническому решению экспертов срок их службы был продлен лишь до 2015 года (при деповском ремонте) либо до 2017 года (при капитальном ремонте). Таков вердикт экспертов, учитывающих техническое состояние этого вагона и его остаточного ресурса. Однако когда эти полувагоны поступили на плановый ремонт на Железногорский вагоноремонтный завод, были обнаружены расхождения в сроках их службы. По документам оказалось, что в 2012 году срок службы этих вагонов был продлен на 10 лет – до 2022 года (данные Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций, ИВЦ ЖА).

По фактам подлога данных и незаконного продления срока службы вагона (вместо трех до десяти лет) была проведена контрольная проверка установленных сроков службы вагонов оператора.

В самой ПГК газете ВЗГЛЯД заявили, что не получали каких-либо запросов или информации о фактах подлога технических решений в отношении вагонов ПГК в электронных информационных базах данных ИВЦЖА. «Ввиду того, что у ПГК нет доступа к указанным информационным базам, компания не может влиять на их содержание или прокомментировать его», – заявили в пресс-службе, добавив, что внутри компании начато расследование по этому поводу.

Между тем попытки незаконного продления срока службы вагонов на самом деле не единичный случай, говорит газете ВЗГЛЯД руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Станислав Золотарев.

«Всего есть 12 экспертных организаций, которые имеют право продлевать срок службы вагонов. В условиях вакханалии такое продление раньше проходило без соблюдения должных правил и норм. По результатам проверок госорганами заключений о продлении сроков службы вагонов в 2012 и 2013 годах было выявлено, что 100% таких продлений проводили с нарушениями в технической документации. Это значит, что все компании продлевали срок службы всех вагонов с нарушениями», – рассказывает Золотарев.

«Теперь порядок наведен, сами экспертные компании следят за своей репутацией и лицензией. Надо сказать большое спасибо правительству, которое последовательно проводит политику по наведению порядка при продлении и назначении новых сроков службы вагонов. Это, безусловно, повышает уровень безопасности на железнодорожном транспорте», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«А все то, что делает ПГК и другие подобные компании, комментировать нецелесообразно, потому что их действия должны оценивать и комментировать правоохранительные органы», – резюмирует Золотарев.

Такой подлог документов может объясняться банальной экономией средств. Нежелание операторов грузовых перевозок списывать старые вагоны и тратиться на закупку новых, с одной стороны, понятно. Однако необходимость обеспечения безопасности на железных дорогах серьезно перевешивает.

«Факты фальсификации, наверное, есть везде. Но на железной дороге грузовое движение организовано совместно с пассажирским. Поэтому любые отклонения чреваты (гибелью людей). Любые фальсификации ведут к уменьшению безопасности движения, а последствия могут быть самые плачевные. Поэтому такое пристальное внимание к безопасности железнодорожного транспорта. На нем должны присутствовать только сертифицированные запасные части, сертифицированный подвижной состав, все процедуры должны проводиться в рамках правил», – говорит газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора Уралвагонзавода (УВЗ) Андрей Шленский.

Генеральная прокуратура в начале года докладывала руководству страны об угрозе на железнодорожном транспорте из-за продления сроков службы старых вагонов. Только в 2013 году на железной дороге произошло 7,5 тысяч транспортных происшествий, в том числе 23 крупных аварии. Проблема безопасности железнодорожных перевозок становится острее с увеличением возраста и степени износа состоящих на службе у операторов вагонов. Контролирующие ведомства уже неоднократно призывали компании выводить из эксплуатации подобную технику, чтобы не увеличивать риск аварийных ситуаций. Генпрокуратура РФ также отмечала: процедура выдачи разрешений на эксплуатацию старых вагонов остается коррупционной. «Вторая свежесть» старого подвижного состава может обойтись очень дорого всем участникам движения.

«На это надо обращать внимание. Если есть какие-то лазейки, люди пытаются ими воспользоваться. Поэтому единственное средство для предотвращения преступления – это неотвратимость наказания. Если все это будет спускаться на тормозах, то количество такого рода фактов будет только расти. Если это будет строго пресекаться, то люди в следующий раз сто раз подумают», – говорит заместитель гендиректора УВЗ.

Кроме того, такое нежелание избавляться от старых вагонов наносит вредит другим игрокам рынка. «Такие лазейки кроме уменьшения безопасности движения наносят ощутимый вред рынку и ставят в неравные конкурентные условия тех, кто покупает новые вагоны, и нас – производителей. Мы делаем вагон, чтобы он катался, а кто-то делает бумажку и несет затраты только на ее изготовление. Понятно, что это явно неконкурентная ситуация», – считает Андрей Шленский.

Большое количество старого парка грузовых вагонов мешает работе железнодорожного транспорта и приносит убытки всем игрокам отрасли. В РЖД насчитали, что на рынке без дела стоят сотни тысяч вагонов, которые операторы и не используют, и не списывают. Избыток парка грузовых вагонов на сети РЖД в этом году составил 232 тыс. вагонов, или 20% парка, заявил недавно старший вице-президент РЖД Анатолий Краснощек. По его словам, такого количества вагонов на сети не было даже в советское время, когда объемы перевозок превышали нынешние. Это не только усугубляет имеющийся дефицит инфраструктуры. Потери от избыточного вагонного парка только за 2014 год превысили 30 млрд рублей. Причем их несут не только РЖД, но и остальные участники грузовых перевозок.

Поэтому избавляться от старых вагонов важно не только ради безопасности на железной дороге, но и ради поддержки российской экономики, которая и так сегодня переживает не лучшие времена из-за негативной внешней конъюнктуры. Тогда как одно лишь списание старых небезопасных вагонов сэкономит нашей экономике сразу 30 млрд рублей.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Захарова назвала власти ЕС «наперсточниками» после бессрочной заморозки активов
Темы дня

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Россия запустила процесс возвращения замороженных в ЕС активов

Банк России подает иск против бельгийского депозитария Euroclear из-за замороженных российских активов. Регулятор заявил, что такой шаг обусловлен планами Еврокомиссии о бессрочной заморозке средств ЦБ и намерением использовать активы в интересах третьих лиц. Как этот иск Центробанка повлияет на Бельгию и остальные страны Европы на фоне «ключевой недели», в течение которой будет приниматься решение о будущем финансировании Украины?

Europol предсказал беспорядки и криминальные войны в Европе из-за украинских дронов

Меркель отказалась от своего любимого жеста

Начато строительство космодрома в Сомали

Новости

Лыжница Степанова отказалась участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе

Олимпийская чемпионка в эстафете по лыжным гонкам Вероника Степанова не будет подавать заявку на нейтральный статус.

«АвтоВАЗ» отозвал для проверки 33,5 тыс. новых Lada Granta

Компания «АвтоВАЗ» анонсировала проведение проверки для автомобилей Lada Granta 2025 года выпуска из-за необходимости подтверждения потребительских характеристик.

Кипр объявил об открытии визовых центров в России

В восьми крупнейших городах России с 15 декабря начнут работать специализированные центры для подачи документов на кипрские визы, сообщает посольство страны.

Песков: Киев пытается использовать референдум как предлог для передышки

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал идею президента Владимира Зеленского провести референдум по территориальному вопросу. По его словам, если Киев таким образом пытается получить передышку в боевых действиях, то этот план Украины обречен.

Дебиторская задолженность и акции Google France изъяты по решению российского суда

Французская судебная инстанция приняла решение об изъятии акций и дебиторской задолженности компании Google France в рамках исполнения постановления российского суда.

ВСУ отправили в бой у Купянска 300 бразильцев

Командование ВСУ отправило в атаку на Купянск около 300 бразильских наемников, они попали под ФАБы, сообщили СМИ.

Глава Пентагона Хегсет отстранил Дрисколла от переговоров по Украине

Министр армии США Дэн Дрисколл был исключен из переговорного процесса по Украине по решению шефа Пентагона Пита Хегсета, сообщает Telegraph.

В Госдуме выступили против ограничения скидок на маркетплейсах

Конфликт между банками и маркетплейсами носит скорее корпоративный, чем общественный характер, заявил первый заместитель председателя IT-комитета Госдумы Антон Горелкин.

Стартовали предпродажи российских электромобилей «Атом»

Пресс-служба «Камаза» объявила о старте предпродаж российских электромобилей «Атом».

Эксперт: Заявлениями о выборах Зеленский затягивает переговоры и выпрашивает перемирие

При желании Владимир Зеленский давно бы провел президентские выборы на Украине, но он специально затягивает время, чтобы выторговать перемирие и укрепить резервы ВСУ, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В пятницу в Киеве снова заявили о том, что для проведения выборов необходимо добиться остановки огня.

Совет ЕС объявил о бессрочной блокировке российских замороженных активов

Совет Европейского союза утвердил положение, которое запрещает возврат замороженных российских суверенных активов, не определяя сроки и процедуры разблокировки.

Зурабишвили призвала к протестам из-за визита премьер-министра Грузии в Ашхабад

Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили призвала оппонентов власти на митинг в пятницу на проспект Руставели в Тбилиси из-за визита премьер-министра Ираклия Кобахидзе в Ашхабад для участия в международном форуме, посвященном тридцатилетию нейтралитета Туркменистана, который также посетил российский лидер Владимир Путин, сообщает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов