Минфин предлагает переписать бюджет на ближайшие три года исходя из стоимости на нефть в 80–90 долларов. Именно такая цена может сохраниться в средне- и даже долгосрочной перспективе, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Сейчас в бюджете заложено 100 долларов.
Есть еще риски снижения темпов экономического роста. Мы запланировали в 2015 году рост ВВП на 1,2%. Возможно, будет ниже
Об этом министр финансов сказал в Совете Федерации, который единогласно одобрил сегодня закон о федеральном бюджете на 2015–2017 годы. По мнению главы комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, бюджет «выглядит сбалансированным, особенно на федеральном уровне». Основные показатели бюджета на 2015 год рассчитаны исходя из прогнозируемого ВВП в размере 77,5 трлн рублей и уровня инфляции 5,5%, на 2016 год – 83,21 трлн рублей и 4,5% соответственно, на 2017-й – 90,06 трлн рублей и 4%.
Однако Силуанов внес лежку дегтя, учтя изменившуюся ситуацию. Уже в 2015 году российский бюджет может потерять от 0,5–1 трлн рублей в зависимости от ситуации. При сохранении нынешней конъюнктуры рынка, то есть ослаблении рубля и сохранении цены на нефть на нынешнем уровне, потери бюджета составят 500 млрд рублей, или 11 млрд долларов.
Если же внешняя конъюнктура ухудшится, экономический рост в России снизится и импорт сократится, то казна потеряет вдвое больше – 1 трлн рублей, или 22 млрд долларов. «Есть еще риски снижения темпов экономического роста. Мы запланировали в 2015 году 1,2% (рост ВВП). Возможно, будет ниже. Риск по импорту – это тоже недопоступление доходов. Мы таких рисков оцениваем еще на 500 млрд рублей», – пояснил министр.
Инфляция уже сейчас составляет 8,7%, а по итогам года, скорее всего, будет 9%, считает Силуанов. В начале 2015 года инфляция даже превысит эту цифру, хотя со второго квартала Силуанов ожидает снижения инфляции. Однако достигнуть заложенной в бюджете инфляции в 5,5%, понятно, уже вряд ли удастся.
При этом заимствовать на внешнем рынке в 2015 году Минфин, скорее всего, не будет, говорит Силуанов. Это легко объясняется закрытием международного рынка капитала Западом. Поэтому единственный выход для казны – урезать расходы. «К сожалению, учитывая текущие экономические реалии, отсутствие альтернативных драйверов роста, сырьевую ориентацию экономики, а также четкое осознание неприемлемости повышения налоговой нагрузки в стране, мы вынуждены пойти на сокращение потенциальных расходов», – говорит Артем Деев из AForex.
На днях Силуанов озвучил потери России от санкций и от снижения цен на нефть. Санкции стоят России порядка 40 млрд долларов, или чуть меньше 2% ВВП РФ в год, а падение цен на нефть – целых 90–100 млрд долларов (падение на 30 долларов, со 110 до 80 долларов за баррель). В конце сентября в Минфине говорили, что в сумме санкции и низкая стоимость нефти стоят России около 4% ВВП, деля этот эффект поровну.
Заявления Силуанова относятся к двум разным понятиям. Потери России в 40 млрд долларов – это снижение экспортной выручки нефтяных компаний в целом, а потери бюджета – это только снижение поступлений (как части выручки нефтяных компаний) из-за падения цен на нефть, объясняет Дарья Желаннова из «Альпари».
При сокращении цены на нефть на 10 долларов потенциальные бюджетные доходы сокращаются на 800 млрд рублей, однако повышение курса доллара на 1 рубль обеспечивает поступление в бюджет 200 млрд рублей дополнительных доходов, говорит Артем Деев из AForex. «Тот факт, что прогнозы Минфина несколько расходятся во времени, объясняется как раз повышенной волатильностью обменного курса рубля», – считает Деев.
Поэтому он согласен с прогнозом потерь в 11 млрд долларов при сохранении нынешней конъюнктуры. «Если же экономическая обстановка ухудшится, спровоцировав еще большую просадку стоимости черного золота, при этом девальвационные прогнозы рубля так и останутся в формате ожиданий, то потери бюджета могут составить и 30 млрд долларов», – не исключает Артем Деев.
Что касается 2014 года, то хотя Россия уже столкнулась со всеми этими негативными факторами, но в этом году Силуанов ждет профицит бюджета в районе 0,3–0,5% ВВП. Впрочем, он пояснил, что такой профицит ожидается не за счет того, что вырастут доходы бюджета, а «за счет того, что часть расходов в этом году не будет использована». По его словам, увеличение профицита произойдет за счет недоисполнения расходов, за счет формирования антикризисного резерва.
Если в федеральной казне еще не все так плохо, то вот региональные бюджеты не могут не беспокоить правительство. Чистый долг регионов на 1 ноября составил рекордные 1,823 трлн рублей (без учета муниципалитетов, у которых долг не изменился и составил 220 млрд рублей).
С начала года он вырос вроде не так сильно – всего на 5%, однако сама величина задолженности крайне высока. Власти забили тревогу еще в прошлом году по этому поводу. Регионы в последние годы необдуманно набрали много кредитов в коммерческих банках, причем под высокие проценты, попав в реальную кабалу. Чтобы спасти положение, власти стали спасать бюджетными кредитами. В итоге коммерческий долг регионов удалось сократить на 7%, правда, долг перед бюджетом вырос на 30%.