Нефть подешевела примерно на 30% по сравнению с июньским пиком этого года. Причины – в росте предложения на фоне ослабления спроса. В США добыча выросла до более чем 30-летнего максимума благодаря сланцевым проектам. ОПЕК в октябре пятый месяц подряд превысила целевой уровень добычи в 30 млн баррелей в день. А тут еще и планы у Ливии, где закончилась гражданская война, у Ирана, который прощается с санкциями, и Ирака, у которого есть потенциал за счет неосвоенных месторождений.
Американские добытчики уже стали заявлять о закрытии скважин, и таких заявлений будет появляться все больше по мере углубления конъюнктурной ямы
На мировом рынке нефти перенасыщение. По прогнозам Международного энергетического агентства, в этом году избыток составит 0,3 млн баррелей в день, а в 2015 году – 0,7 млн баррелей в день. С другой стороны, в Европе и Китае произошел сбой спроса на нефть – на 5%, и в следующем году также ожидается снижение спроса на 3%.
В преддверии заседания ОПЕК на следующей неделе, 27 ноября, все больше экспертов и участников рынков сходятся во мнении, что организация не решится сократить объемы добычи и поставок на внешние рынки. Внутри картеля, состоящего из 12 членов, единого мнения нет.
А это значит, что наметившийся тренд на снижение цен на нефть продолжится. И самый лучший вариант, который ожидается, – это замирание цены на уровне 80–90 долларов за баррель в течение долгого времени. Другие абсолютно серьезно ждут и падения до 65 долларов за баррель, хотя и не так долго.
«Я все-таки склоняюсь, что решение о сокращении добычи будет принято, вопрос, насколько сократят. Возможно, что не намного. И это сильно и сразу на рынок не повлияет. Резких движений в цене на нефть не будет. Сначала подойдем к уровню 80–90 долларов за баррель, потом постепенно цена может расти. Но многое будет зависеть от геополитики еще. Поэтому строить прогнозы по нефти сложно. Довольно часто они не сбываются», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Пасечник из ФНЭБ. Впрочем, добавляет он, и саудитам 65 долларов не нужно, потому что это чревато социальным напряжением, а власти явно не захотят столкнуться с революцией.
Глава консультационной группы Creon Energy, работающей в секторе ТЭК, Фарес Кильзие считает, что повышение мировых цен на нефть в 2015 году может произойти «только в случае крупной техногенной катастрофы или крупного военного вмешательства в страны – производители нефти». Что касается конфликта на Украине, то, по его мнению, это не фактор для влияния на цены на нефть.
Саудитам комфортно и так
Все приковано к позиции Саудовской Аравии как крупнейшего производителя нефти в мире. Она уже заявила, что в одностороннем порядке не пойдет на сокращение добычи, если другие члены ОПЕК не готовы пойти на такой шаг. Представители картеля ведут активные переговоры друг с другом. На прошлой неделе с саудитами побеседовали президент Ирака Фуад Маасум и премьер-министр Ливии Абдула аль Тани. На этой неделе министр нефти Ирана посетит ОАЭ.
«Многие страны картеля не соблюдают квоты – добывают сверх нормы. И повлиять на это как-то сложно, здесь джентльменский момент. Поэтому саудиты и переживают, что они будут опять одни снижать добычу. Они в принципе и должны снижать больше всех как крупнейший производитель. Поэтому квоту на добычу надо дифференцировать. Но они не желают отвечать за всех, считают, что у них с дисциплиной все в порядке, а вот в Венесуэле, например, нет», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Пасечник из ФНЭБ.
Россия, кстати, тоже не сидит на месте. Глава Минэнерго Александр Новак провел встречу с Венесуэлой, которая является одним из 12 членов ОПЕК. Bloomberg заявило, что на встрече шла речь о возможных мерах по стабилизации цен. Венесуэла, в отличие Саудовской Аравии, обеспокоена снижающимися котировками. Однако даже совместно Россия и Венесуэла не смогут решить проблему дисбаланса спроса и предложения, говорит Валерий Полховский из Forex Club. «Саудовская Аравия имеет около 3 млн баррелей в сутки свободных производственных мощностей. Соответственно, для корректировки спроса и предложения в ее обход нужно быть готовым снизить объем добычи где-то на 4 млн баррелей в сутки, что для Венесуэлы и России является слишком значительным. Необходимо формировать гораздо более широкую коалицию», – говорит Полховский.
Бьют по американцам
Сейчас все больше участников рынка считают, что Саудовская Аравия играет против США. «Сначала все думали, что это сговор саудитов с американцами, чтобы нам помешать и создать проблемы в экономике. Но, как мы видим, дело затянулось, и теперь создают проблемы и для США. Задача саудитов проста – сохранить свою долю на рынке, в том числе на американском», – говорит Пасечник.
Саудиты не хотят терять долю рынка, которую получили после введения Штатами санкций против Ирана. Теперь Иран возвращается. Вместе с Ираком Тегеран к 2020 году планирует довести добычу до колоссальных 12 млн баррелей в сутки. Все это вылилось в то, что Саудовская Аравия начала ценовую войну, в которую втянулся и Иран. Уступать никто никому не хочет.
Ко всему прочему, Саудовская Аравия и так уже раньше начала терять свой традиционный крупный рынок сбыта – американский. И вина лежит на быстро растущей добыче сланцевой нефти в Штатах. США надеются снизить свою зависимость от импорта нефти, и у них неплохо получалось в последнее время. Если в 2005 году 60% потребления энергоресурсов обеспечивалось за счет импорта, то в 2010 году – уже только 45%, а в 2013 году – 40% (хотя заметно замедление курса).
В 2010 году крупнейшими покупателями нефти из Саудовской Аравии были Япония и США – в районе 55 млн тонн нефти. Далее шли Китай (45 млн тонн) и Республика Корея (около 40 млн тонн).
Саудовской Аравии пришлось переориентироваться на азиатский рынок, что тоже неплохо. Тот же Китай в сентябре прошлого года занял место США как крупнейший импортер нефти. Поэтому здесь так и важна борьба саудитов с возвращением Ирана и сохранение своей доли на азиатском рынке. Дальше уже некуда переориентироваться.
Саудовская Аравия, видимо, имеет долгосрочную стратегию по выводу с мирового рынка нефти, добываемой из нетрадиционных источников, говорит ТАСС нефтяной трейдер с Лондонской биржи Эндрю Дайсон. «Это в первую очередь относится к канадским нефтяным пескам и сланцевой нефти в США. Рентабельность подобных месторождений уходит в ноль при цене барреля в 80 долларов», – сказал он.
По мнению Дайсона, Эр-Рияд к осени 2015 года добьется своей цели и разорит многих производителей этой дорогой нефти. «Но для этого цены ниже 80 долларов за баррель должны продержаться все предстоящие 12 или даже 18 месяцев», – подчеркнул трейдер.
На самом деле единой планки для сланцевых проектов США нет. «У каждой сланцевой скважины свой уровень рентабельности. В определенных районах и при 60 есть надежды добывать, а где-то и при 80 впору закрываться. Об этом свидетельствуют действия ряда американских добытчиков, которые уже заявили о пересмотре своих добычных проектов, часть скважин уже встает. Они будут ждать благоприятных цен», – говорит Пасечник.
Американские добытчики уже стали заявлять о закрытии скважин, и таких заявлений будет появляться все больше по мере углубления конъюнктурной ямы, которую поддерживает ОПЕК, уверен Пасечник.
Резко сокращать добычу для поддержания цены на нефть ОПЕК вообще невыгодно. Потому что это подстегнет сланцевый бум в США, считают в Goldman Sachs Group, прогноз которого приводит Bloomberg. Уменьшение объемов производства ОПЕК более чем на 500 тыс. баррелей в день приведет к тому, что в 2016 году картелю вновь придется сокращать нефтедобычу, так как рост цен подстегнет развитие сланцевых технологий в США, говорится в обзоре Goldman.
Интересно, что на проигрыше США, как, впрочем, и России, выиграют экономики Китая и Европы. «От снижения цены на нефть, безусловно, выигрывают потребители, покупатели нефти. А кто главный потребитель нефти? Китай. На низких ценах его темпы роста будут только увеличиваться, что положительно в целом для мировой экономики. Европейцы тоже импортируют много нефти, собственная добыча невысока. Поэтому в экономическом формате тоже выигрывают», – говорит Пасечник.
Нефть по цене 70–75 долларов за баррель даст Китаю возможность для роста ВВП на 7% и более, а мировой экономике такая цена на нефть обеспечит рост на 2,1%, посчитал Кильзие из Creon Energy.