Экономика

28 июня 2013, 08:52

Проект Ростеха и Bombardier по сборке самолетов провалился

Фото: utair.ru

Bombardier не будет собирать турбовинтовые самолеты Q-400 в России и разорвал переговоры с Ростехом. Хотя официально в госкорпорации это не подтверждают. Впрочем, эксперты считают, что логичней локализовать производство канадских конкурентов – самолетов ATR, которые уже давно летают в РФ. Тем более Ростех уже ведет переговоры с их производителем – EADS.

Канадская компания Bombardier Aerospace отказалась от локализации производства региональных самолетов Q-400 в Ульяновской области и завершила переговоры с Ростехом по этому вопросу. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к российской госкорпорации.

Логичней было бы освоить самый популярный и самый приспособленный под наши условия аэроплан ATR-42 или ATR-72

По неофициальной информации, Bombardier предложил Ростеху подписать соглашение о покупке 150 самолетов Q-400, собранных в Ульяновске, однако госкорпорация отказалась. После этого канадская компания оповестила Ростех, что выходит из переговоров.

Официального подтверждения этой информации нет. В пресс-службе Ростеха заявили, что Bombardier не уведомлял госкорпорацию о выходе из переговоров. «На данном этапе переговоры продолжаются», – заявили в пресс-службе.

Bombardier Q-400 (другое название DHC-8) – это двухмоторный турбовинтовой среднемагистральный самолет, способный перевозить 68–78 пассажиров на расстояние до 2500 км. Их начали выпускать в 2000 году. В 2012-м компания подписала соглашение о производстве Q-400X (на 90 мест) в Южной Корее. Производственные мощности канадцев расположены в Канаде, США, Северной Ирландии, Мексике и Марокко. Канадский Q-400 мог бы легко заменить Ан-24.

Между тем Ростех уже ведет переговоры с конкурентами Bombardier. Так, на этой неделе госкорпорация проведет переговоры с европейским концерном EADS, где будет обсуждаться возможность сборки самолетов ATR-72 в Ульяновской области, говорит еще один источник. По данным другого, Ростех ведет переговоры не только с EADS, но и с бразильской Embraer.

В ходе авиасалона в Ле Бурже глава Ростеха Сергей Чемезов заявлял, что решение о том, какие региональные самолеты будут производиться в России – Bombardier или ATR – пока не принято.

Bombardier заявил о желании организовать сборку самолетов Q-400 в России еще в прошлом году. Тогда заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь рассказал, что планируется начать сборку Q-400 в Самаре на «Авиакоре», входящем в «Русские машины» Олега Дерипаски.

Однако в начале этого года стало известно, что переговоры с Bombardier начал вести Ростех. Глава госкорпорации Сергей Чемезов рассказывал, что в ходе авиасалона МАКС-2013 в конце августа – начале сентября планируется подписать соглашение о создании СП для сборки Q-400 в особой экономической зоне Ульяновской области. Производство должно быть налажено к 2016 году, а объем инвестиций оценивался в 100 млн долларов. Предполагалось, что российский рынок будет получать около 20 новых самолетов в год.

Первоначально планировалось выпускать самолеты из импортных комплектующих, а потом часть локализовать на российских предприятиях, входящих в Ростех. Чемезов говорил, что Q-400 может эксплуатироваться при температурах минус 50 и садиться на грунт, что очень важно для России. В прошлом году Q-400 также получил разрешение на полеты в России.

Еще не все потеряно

Прямой конкурент канадского лайнера Q-400 – европейский ATR-72 от EADS – уже давно эксплуатируется в России. В частности, в парке авиакомпании UTair – 14 ATR-42 и 20 ATR-72.

«Россия ровным счетом ничего не теряет от провала этого проекта с канадцами. Не этот, так другой проект будет. К тому же у нас самый популярный турбовинтовой региональный пассажирский самолет – это ATR, а не Bombardier. Если действительно у Ростеха есть такие планы, то куда логичней было бы освоить самый популярный и самый приспособленный под наши условия аэроплан ATR-42 или ATR-72», – считает эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.

«Q-400 – совершенно не бестселлер, его никто особо не хочет покупать в России. И не потому, что он очень дорогой, а потому, что ATR – лучше», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

По его словам, сейчас в России летает около 100 ATR-42 и ATR-72, и прямо сейчас нужно еще около 100 таких самолетов. Если говорить о пятилетнем сроке, то потребность в таких самолетах составляет 300 штук, считает Рыбак.

При этом, по его словам, это ненормальная практика, когда инвестор просит гарантированный заказ под свое производство, как поступил, по неофициальной информации, Bombardier. «Когда автомобильные компании решили инвестировать в заводы в России, им никто не давал гарантированного заказа на покупку машин. Наоборот, условия были с российской стороны по определенному объему производства», – проводит параллель эксперт.

Впрочем, канадцев могли отпугнуть также сложности и рост сметы, с которыми им, возможно, пришлось столкнуться. «За 20 лет, в 90-х и 2000-х годах, авиапромышленность в России развалилась, производства сильно деградировали, осталось мало хороших специалистов и инженеров, никто толком не говорит по-английски, есть различия в документациях. Но если бы этих сложностей не было, честно говоря, нам бы и не нужны были иностранные партнеры», – резюмирует Борис Рыбак.

Не исключено, что Вombardier передумал инвестировать в российский рынок потому, что МЭР и Минтранс решили снизить ввозные пошлины на турбовинтовые пассажирские самолеты вместимостью до 72 кресел возрастом не старше 10 лет. В льготную категорию как раз попадают самолеты Bombardier и европейские ATR. Освобождение от 20% таможенной пошлины позволит снизить цены на самолеты на 3–5 млн долларов. Минтранс считает, что такое решение простимулирует обновление авиапарка на местных линиях новыми, более экономичными самолетами.

Ростех в последнее время стал активно привлекать иностранные компании к созданию местных производств в России. Больших успехов госкорпорация добилась пока в другом проекте – по созданию с австрийской Diamond Aircraft нового легкого многоцелевого самолета для малой авиации на 9–19 мест и организации его производства в России. Правда, пока самого самолета еще нет, но в рамках авиасалона Ле Бурже было подписано соглашение с австрийцами.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Судане при посадке разбился Ил-76
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов