Экономика

28 июня 2013, 08:52

Проект Ростеха и Bombardier по сборке самолетов провалился

Фото: utair.ru

Bombardier не будет собирать турбовинтовые самолеты Q-400 в России и разорвал переговоры с Ростехом. Хотя официально в госкорпорации это не подтверждают. Впрочем, эксперты считают, что логичней локализовать производство канадских конкурентов – самолетов ATR, которые уже давно летают в РФ. Тем более Ростех уже ведет переговоры с их производителем – EADS.

Канадская компания Bombardier Aerospace отказалась от локализации производства региональных самолетов Q-400 в Ульяновской области и завершила переговоры с Ростехом по этому вопросу. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к российской госкорпорации.

Логичней было бы освоить самый популярный и самый приспособленный под наши условия аэроплан ATR-42 или ATR-72

По неофициальной информации, Bombardier предложил Ростеху подписать соглашение о покупке 150 самолетов Q-400, собранных в Ульяновске, однако госкорпорация отказалась. После этого канадская компания оповестила Ростех, что выходит из переговоров.

Официального подтверждения этой информации нет. В пресс-службе Ростеха заявили, что Bombardier не уведомлял госкорпорацию о выходе из переговоров. «На данном этапе переговоры продолжаются», – заявили в пресс-службе.

Bombardier Q-400 (другое название DHC-8) – это двухмоторный турбовинтовой среднемагистральный самолет, способный перевозить 68–78 пассажиров на расстояние до 2500 км. Их начали выпускать в 2000 году. В 2012-м компания подписала соглашение о производстве Q-400X (на 90 мест) в Южной Корее. Производственные мощности канадцев расположены в Канаде, США, Северной Ирландии, Мексике и Марокко. Канадский Q-400 мог бы легко заменить Ан-24.

Между тем Ростех уже ведет переговоры с конкурентами Bombardier. Так, на этой неделе госкорпорация проведет переговоры с европейским концерном EADS, где будет обсуждаться возможность сборки самолетов ATR-72 в Ульяновской области, говорит еще один источник. По данным другого, Ростех ведет переговоры не только с EADS, но и с бразильской Embraer.

В ходе авиасалона в Ле Бурже глава Ростеха Сергей Чемезов заявлял, что решение о том, какие региональные самолеты будут производиться в России – Bombardier или ATR – пока не принято.

Bombardier заявил о желании организовать сборку самолетов Q-400 в России еще в прошлом году. Тогда заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь рассказал, что планируется начать сборку Q-400 в Самаре на «Авиакоре», входящем в «Русские машины» Олега Дерипаски.

Однако в начале этого года стало известно, что переговоры с Bombardier начал вести Ростех. Глава госкорпорации Сергей Чемезов рассказывал, что в ходе авиасалона МАКС-2013 в конце августа – начале сентября планируется подписать соглашение о создании СП для сборки Q-400 в особой экономической зоне Ульяновской области. Производство должно быть налажено к 2016 году, а объем инвестиций оценивался в 100 млн долларов. Предполагалось, что российский рынок будет получать около 20 новых самолетов в год.

Первоначально планировалось выпускать самолеты из импортных комплектующих, а потом часть локализовать на российских предприятиях, входящих в Ростех. Чемезов говорил, что Q-400 может эксплуатироваться при температурах минус 50 и садиться на грунт, что очень важно для России. В прошлом году Q-400 также получил разрешение на полеты в России.

Еще не все потеряно

Прямой конкурент канадского лайнера Q-400 – европейский ATR-72 от EADS – уже давно эксплуатируется в России. В частности, в парке авиакомпании UTair – 14 ATR-42 и 20 ATR-72.

«Россия ровным счетом ничего не теряет от провала этого проекта с канадцами. Не этот, так другой проект будет. К тому же у нас самый популярный турбовинтовой региональный пассажирский самолет – это ATR, а не Bombardier. Если действительно у Ростеха есть такие планы, то куда логичней было бы освоить самый популярный и самый приспособленный под наши условия аэроплан ATR-42 или ATR-72», – считает эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.

«Q-400 – совершенно не бестселлер, его никто особо не хочет покупать в России. И не потому, что он очень дорогой, а потому, что ATR – лучше», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

По его словам, сейчас в России летает около 100 ATR-42 и ATR-72, и прямо сейчас нужно еще около 100 таких самолетов. Если говорить о пятилетнем сроке, то потребность в таких самолетах составляет 300 штук, считает Рыбак.

При этом, по его словам, это ненормальная практика, когда инвестор просит гарантированный заказ под свое производство, как поступил, по неофициальной информации, Bombardier. «Когда автомобильные компании решили инвестировать в заводы в России, им никто не давал гарантированного заказа на покупку машин. Наоборот, условия были с российской стороны по определенному объему производства», – проводит параллель эксперт.

Впрочем, канадцев могли отпугнуть также сложности и рост сметы, с которыми им, возможно, пришлось столкнуться. «За 20 лет, в 90-х и 2000-х годах, авиапромышленность в России развалилась, производства сильно деградировали, осталось мало хороших специалистов и инженеров, никто толком не говорит по-английски, есть различия в документациях. Но если бы этих сложностей не было, честно говоря, нам бы и не нужны были иностранные партнеры», – резюмирует Борис Рыбак.

Не исключено, что Вombardier передумал инвестировать в российский рынок потому, что МЭР и Минтранс решили снизить ввозные пошлины на турбовинтовые пассажирские самолеты вместимостью до 72 кресел возрастом не старше 10 лет. В льготную категорию как раз попадают самолеты Bombardier и европейские ATR. Освобождение от 20% таможенной пошлины позволит снизить цены на самолеты на 3–5 млн долларов. Минтранс считает, что такое решение простимулирует обновление авиапарка на местных линиях новыми, более экономичными самолетами.

Ростех в последнее время стал активно привлекать иностранные компании к созданию местных производств в России. Больших успехов госкорпорация добилась пока в другом проекте – по созданию с австрийской Diamond Aircraft нового легкого многоцелевого самолета для малой авиации на 9–19 мест и организации его производства в России. Правда, пока самого самолета еще нет, но в рамках авиасалона Ле Бурже было подписано соглашение с австрийцами.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?