Экономика

18 июня 2013, 08:46

Россия и Австрия создадут самолет для малой авиации в России

Фото: diamondaircraft.com

Ростех вместе с австрийской Diamond Aircraft собирается создать легкий многоцелевой самолет для малой авиации и организовать его производство в России. Речь идет о создании совершенно нового самолета Diamond с использованием композитных материалов. Подобных проектов было заявлено уже много, однако ни один пока так и не был реализован на практике.

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург), входящий в Оборонпром госкорпорации «Ростех», и австрийская компания Diamond Aircraft Industries подписали соглашение о производстве в России семейства легких многоцелевых самолетов.

Мы хотим предложить рынку самолеты с планером, изготовленным из композитов, с дизельными двигателями, работающими на авиационном керосине

Название самолета пока не раскрывается, говорит газете ВЗГЛЯД представитель пресс-службы госкоропорации «Ростех». Речь, по ее словам, идет о совершенно новом самолете Diamond вместимостью 9-19 пассажиров разной модификации. 

По словам управляющего директора по авиационным проектам Ростеха Алексея Федорова, эти самолеты будут рассчитаны на местные воздушные линии для перелетов на расстояния в 400–1000 км.

Сначала сборка самолетов и двигателей для них будет полностью осуществляться на территории Австрии. Постепенно в России будет организована сборка части авиационных компонентов. А на третьем этапе уже полностью все компоненты лайнеров и дизельные двигатели для них будут производиться в России на мощностях Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге, сообщает ИТАР-ТАСС.

Сначала сообщалось, что собранный в России новый лайнер будет введен в эксплуатацию уже в 2016 году. Однако представитель компании уточнил, что сертифицировать легкий многоцелевой самолет и начать его серийную сборку в России планируется к концу 2017 года. В этом случае можно говорить о трансфере технологий из Австрии в Россию.

Между тем, в Ульяновское высшее авиационное училище уже поставляюся одномоторные Diamond DA40 и четырехместные двухмоторные DA42 для обучения пилотов. Соглашение также предусматривает поставку существующих учебных самолетов. В 2013–2014 годах в Ульяновск будет отправлено более 100 маломестных самолетов Diamond DA40, которые смогут садиться с грунта, отметил представитель пресс-службы.

Российские разработчики принимают активное участие в создании новых многоцелевых самолетов Diamond. В пресс-службе Ростеха подтвердили газете ВЗГЛЯД, что Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) имеет прямое отношение к разработке этого лайнера.

По словам Федорова, новые самолеты такого класса в России не производятся. «Существующие зарубежные аналоги – это, как правило, самолеты с негерметичным фюзеляжем, изготовленным из алюминиевых сплавов, с турбовинтовыми двигателями. Мы хотим предложить рынку самолеты с планером, изготовленным из композитов, с дизельными двигателями, работающими на авиационном керосине. Эти решения позволят снизить расход топлива в 2,5 раза», – отметил он.

В Ростехе считают, что активно используемые в России Ан-2 и чешские самолеты L-410 уже устарели, имеют низкую топливную эффективность и высокую стоимость эксплуатации.

В Ростехе потребность российского рынка в легких многоцелевых самолетах вместимостью до 19 пассажиров оценивают в 200 машин до 2020 года. По оценке Минпромторга, потенциальный спрос на легкие многоцелевые самолеты вместимостью до 20 пассажиров до 2025 года может составить до 550 штук.

Сложность проекта

Разработка нового самолета Ростехом и Diamond может обойтись в более чем 100 млн долларов. Для сравнения: разработка самолета EV-55 Outback оценивается в 90–100 млн долларов, этого вряд ли хватит, говорит эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров.

При этом проект предполагает широкое применение композитных материалов. «Это значит, что на УЗГА придется создавать принципиально новые производственные участки. Для сравнения: строительство казанского завода «КАПО-Композит» оценивается в 3,5 млрд рублей», – говорит Захаров. Ростеху и Diamond придется вложить не меньше.

В любом случае самолет с композитным фюзеляжем и импортными двигателями получится дорогим, а финансовое состояние российских региональных авиакомпаний вряд ли позволит им приобретать такие самолеты, считает Захаров.

Плюс этот самолет надо создавать способным работать с «ухабистыми» ВВП, так как российские региональные аэродромы в большинстве своем находятся в ужасном состоянии. «А создание более прочного шасси увеличит массу и стоимость самолета», – отмечает эксперт.

Перспективы этого проекта весьма сомнительны без господдержки. Российские правительство в рамках программы развития региональной авиации ставит задачи по возрождению малой авиации. В частности, власти собираются предоставить льготы на НИОКР при доработке или разработке новых самолетов малой авиации, а также предоставить субсидии на сертификацию самолетов, на подготовку и сертификацию их производства. Проект Ростеха развивается сейчас вне этой программы, однако госкорпорация хотела бы в дальнейшем подключиться к этой программе, отметил представитель пресс-службы госкоропорации «Ростех».

Липовое производство

Проект Ростеха с австрийской Diamond – это далеко не первая попытка локализовать производство самолетов в России. Заявлялось очень много проектов, однако ни один до сих пор так и не был реализован.

Прямым конкурентом новых австрийских самолетов Diamond может стать российский многоцелевой двухмоторный самолет «Рысачок» в 16- и 19-местном варианте. Это проект московской Техноавиа и самарского завода «ЦСКБ-Прогресс». Сейчас идут сертификационные испытания, в планах построить пять машин в 16-местном варианте. «Что из этого получится, неизвестно. Кондратьев (гендиректор Техноавиа – прим. ВЗГЛЯД) – талантливый конструктор и способен создавать хорошие самолеты. Однако «наследство» начального техзадания (создание учебного самолета) может привести к тому, что эксплуатационные показатели «Рысачка» будут неприемлемы для авиакомпаний», – говорит газете ВЗГЛЯД Алексей Захаров.

Весной 2011 года компания «Витязь» объявила о намерении производить 20-местные турбовинтовые самолеты Twin Otter DHC-6 в портовой особой экономической зоне города Ульяновска. Их сборка должна была начаться в 2013 году. Однако проект заглох.

«Twin Otter неплох, но имеет общий для всех иностранных самолетов недостаток: его шасси вряд ли достаточно прочны для выживания на ухабистых грунтовых ВПП российских региональных аэродромов. Кроме того, цена канадского самолета (примерно 4,5 млн долларов), а также стоимость его обслуживания вряд ли будут по карману маленьким региональным авиакомпаниям», – говорит Алексей Захаров.

Замминистра Минпромторга Юрий Слюсарь говорил о проекте «самолета на 12 мест с новым композитным фюзеляжем и авионикой», который разрабатывается казанской частной компанией. Вероятно, речь идет о компании МВЕН и ее проекте Expedition на семь пассажирских мест.  В планах увеличить вместимость, через два года поставить самолет в производство и продавать по цене 1–2 млн долларов. Однако эксперты верят в это с трудом.

«Во-первых, фирма МВЕН довела до выпуска только один самолет – это сельскохозяйственный «Фермер». Пассажирская машина имеет много нюансов, разобраться в которых не так просто. Во-вторых, самолет с широким использованием композитных материалов, да еще имеющий два двигателя Rolls-Royce 250-B-17F (450 л. с.), вряд ли может уложиться в заявляемую ценовую вилку», – считает Захаров.

Полпред президента в Приволжском ФО Михаил Бабич и правительство Ульяновской области поддерживают проект выпуска в Ульяновске самолета EV-55 Outback, который разрабатывает чешская компания Evektor. Однако и этот проект имеет «нюансы», которые ставят под сомнение возможность его доводки до серийного производства, указывает Захаров.

Недавно сообщалось о планах собирать в Подмосковье американские Maule M-9 и чешские L-410. Однако по этим проектам результатов также не видно.

«Заявленных новых проектов много, но реальных пока не видно. Зато есть L-410, давно и хорошо известный в нашей стране и сейчас быстро восстанавливающий популярность у российских перевозчиков. Он-то все это и «прихлопнет». Потому что инновационность у нас означает повышение расходов, но с выгодой пока слабовато», – резюмирует Захаров.

Разработчик нового отечественного многоцелевого самолета малой авиации «Рысачок» Вячеслав Кондратьев также считает, что планы по производству иностранных легких самолетов в России обречены на провал. «Чтобы сертифицировать (для производства) в России западный самолет, надо полностью его переделать, фактически заново спроектировать. С этим столкнулись все, кто хотел выпускать иностранные самолеты в России... Как только они сталкиваются с тем, о чем я сказал, планы затухают», – рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД генеральный директор и главный конструктор Техноавиа Вячеслав Кондратьев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВСУ лишились возможности подвозить боеприпасы в Часовой Яр
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Боррель назвал условие капитуляции Украины

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

В Аргентине опровергли обвинения испанского министра в адрес Милея

Канцелярия президента Аргентины выступила с резким осуждением слов министра транспорта Испании Оскара Пуэнте, заявившего о том, что лидер оппозиции Хавьер Милей якобы находится под воздействием «неких веществ».

ВСУ начали в панике покидать поселок Архангельское под Авдеевкой

ВСУ покидают в панике поселок Архангельское под Авдеевкой, пытаясь окопаться на подступах к нему, сообщили в силовых структурах ДНР.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Автомобили замглавы Минобороны Иванова переписали на бывшую супругу

Два автомобиля арестованного по делу о взятках замглавы Минобороны Тимура Иванова перешли его экс-супруге Светлане Ивановой в феврале прошлого года, следует из открытых данных.

В МИД заявили о серьезной подготовке НАТО к конфликту с Россией

Учения НАТО Steadfast Defender 2024 демонстрируют серьезную подготовку альянса к возможному противостоянию с Россией, заявила спикер МИД Мария Захарова.

В Германии оскорбились смехом Шольца после отказа дать Киеву Taurus

Смех канцлера Германии Олафа Шольца после отказа передать Киеву дальнобойные ракеты Taurus оскорбляет жителей Украины, выразил мнение на канале N-TV генсекретарь оппозиционной немецкой партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Карстен Линнеманн.

В Германии нашли могилу воевавшего на Украине командира отряда наемников

На кладбище в Германии обнаружена могила немецкого наемника Штефана Роланда Пури, который командовал подразделением в «иностранном легионе» ВСУ.

Цыгане Закарпатья заблокировали военкомат из-за мобилизации односельчанина

В Закарпатской области произошел конфликт между сотрудниками территориального центра комплектования (военкомата) и местными цыганами.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?