В исследование информационного управления министерства энергетики США попали 42 страны, запасы которых в совокупности составили 345 млрд баррелей сланцевой нефти, что равняется 10% всех извлекаемых запасов нефти в мире.
На первом месте по запасам сланцевой нефти находится Россия с 75 млрд баррелей. Она лидирует с большим отрывом
На первом месте по запасам сланцевой нефти находится Россия с 75 млрд баррелей. Она лидирует с большим отрывом. На втором месте США с 58 млрд баррелей, на третьем – Китай, у которого 32 млрд баррелей. В десятку лидеров по этому показателю также вошли Аргентина, Ливия, Венесуэла, Мексика, Пакистан, Канада и Индонезия.
На данный момент коммерческим извлечением сланцевой нефти занимаются только две страны: США и Канада. Американцы стали пионерами в использовании технологии гидравлического разрыва пластов 10 лет назад и сейчас пожинают плоды: низкая стоимость топлива и энергии в стране, которая когда-то целиком зависела от импортных энергоресурсов. Правда, более развита отрасль сланцевого газа.
В то же время по запасам сланцевого газа Россия заняла только девятое место с 8 трлн кубометров. У лидера – Китая – почти в четыре раза больше. США в данной таблице занимают четвертую позицию, уступая Аргентине и Алжиру. Общий же объем запасов сланцевого газа составляет 206 трлн кубометров, то есть 32% от всех технически извлекаемых запасов.
Производство сланцевой нефти серьезным образом меняет энергетический рынок. Оно позволило сохранить цены на нефть на приемлемом уровне, в то время как несколько лет назад они зашкаливали за 140 долларов за баррель. Как пишет Financial Times, благодаря сланцевой нефти западные страны смогли позволить себе санкции против Ирана, одного из ключевых поставщиков нефти. Мировое потребление нефти оценивается в 90 млн баррелей. При таком расходовании сланцевой нефти хватит на 10,5 лет.
На данный момент трудно сказать, какая страна сможет поколебать позиции Северной Америки на рынке сланцевой нефти. «Оценка сланцевых ресурсов традиционно оставалась заниженной другими участниками рынка, поскольку нужны новые геологические исследования, да и технология стремительно меняется», – отметил глава сырьевых исследований Citigroup Эдвард Морс.
США и Канада имеют много преимуществ перед другими странами. У обеих стран достаточно воды и необходимого специализированного оборудования, чтобы осуществлять разрывы пластов. Кроме того, у них прекрасно развита сеть трубопроводов. Частные землевладельцы имеют права на недра на их участках, так что они заинтересованы в поиске сланцев. Как говорит Эдвард Морс, «ситуация в США по-настоящему уникальна», поскольку делает добычу углеводородов максимально эффективной.
В России наиболее богатой на сланцевую нефть считается так называемая Баженовская свита, расположенная в Западной Сибири. По оценкам специалистов минэнерго США, общие объемы расположенных там запасов этого вида топлива – 1,243 трлн баррелей. Однако только 74,6 млрд баррелей из них рассматриваются как технически извлекаемые, сообщает ИТАР-ТАСС.
Эксперты давно считают, что именно Россия стоит первой в очереди на повторение сланцевой революции по американским лекалам. Она обладает огромными нетрадиционными запасами, развитой нефтяной промышленностью и слабой экологической оппозицией, которая, к примеру, в Европе сильна настолько, что блокирует использование сланцевых технологий в нескольких странах.
По данным Bank of America Merrill Lynch, на месторождениях Баженовской свиты можно добывать полмиллиона баррелей нефти в день, что составляет около 5% текущего производства нефти в России. Это даст государству около 7 млрд налоговых поступлений в год. Большая часть российских крупных нефтяных компаний, таких как ЛУКОЙЛ, Роснефть, «Газпром нефть», имеют собственные участки на Баженовской свите и уже запустили проекты по добыче. Но они столкнутся с большими трудностями. Дело в том, что установки, предназначенные для бурения горизонтальных скважин, не так распространены в Сибири, как в США. И геологические условия месторождений также остаются неопределенными.
«Баженовская свита – это кот в мешке, – отмечает старший директор отдела российской и каспийской энергетики фирмы IHS CERA Тэйн Густафсон. – Необходимо проведение множества пробных исследований, прежде чем мы узнаем, каков потенциал месторождений».
Российские нефтяники высоко оценивают потенциал сланцевой нефти. Осенью прошлого года с подобным заявлением выступил глава Газпрома Алексей Миллер. Причем он подчеркнул, что ему интересна именно сланцевая нефть, но не газ. «В отличие от сланцевого газа, добыча которого в России совсем неактуальна, направление сланцевой нефти представляет для Газпрома заметный интерес, и мы намерены этим вопросом активно заниматься», – сказал Алексей Миллер.
В свою очередь вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун полагает, что постепенное истощение старых нефтяных полей может быть компенсировано нефтью с расположенных в Западной Сибири месторождений той самой Баженовской свиты. «Газпром нефть» рассчитывает, что уже к 2020 году объемы добываемой компанией трудноизвлекаемой нефти могут составить 10–15% от общей добычи (в 100 млн тонн нефти).