Экономика

22 мая 2013, 20:01

ФАС предлагает решение топливной проблемы Дальнего Востока

Фото: РИА "Новости"

Камчадалы платят за бензин на 10 рублей больше, чем жители европейской части России. ФАС придумала, как избавить Дальний Восток от проблем с топливом. Надо договориться о поставках бензина из Южной Кореи, а в обмен дать им возможность торговать дизтопливом в Европе. Однако есть подозрение, что Россия все равно в таком случае проиграет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает решить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке с помощью поставок бензина из Южной Кореи, сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, ФАС в среду направила такие предложения в Минэнерго и рассчитывает на их одобрение.

В сравнении с европейскими регионами розничные цены на топливо в ДВО в среднем выше на 5 рублей, а в Камчатском крае разница доходит до 10 рублей

Как пояснил Голомолзин, в Южной Корее имеются избытки бензина и мощностей по его производству, а Россия имеет избыток дизтоплива. Поэтому ФАС предлагает организовать поставки бензина из Южной Кореи на Дальний Восток в обмен на предоставление стране возможности торговать российским дизельным топливом в Европе. Как указывает чиновник, Европа как раз испытывает дефицит дизтоплива, передает РИА «Новости».

Проблема цен на топливо на Дальнем Востоке в очередной раз была поднята во время прямой линии Владимира Путина. Отвечая на вопрос дальневосточного жителя, президент заявил, что разница в ценах на бензин и дизельное топливо между европейской частью РФ и Дальним Востоком вызвана несколькими причинами, но прежде всего связана с монополизмом Роснефти, которая является основным поставщиком нефтепродуктов в регион. Президент потребовал у ФАС в очередной раз проконтролировать эту ситуацию.

ФАС уже начала проверку адекватности цен на топливо на Дальнем Востоке. По словам Голомолзина, в конце мая – начале июня ведомство будет готово объявить о результатах, однако уже предварительно ясно, что конкуренция в регионе развита недостаточно.

Проверка цен на топливо на Дальнем Востоке, по словам Голомолзина, уже сейчас показывает, что повышенные по сравнению с европейским регионом цены связаны как с рыночными факторами и большими издержками компаний, так и с недостаточной конкуренцией на рынке. Однако окончательные выводы ведомство еще не сделало.

Главное – цена

Как указывают эксперты, как такового дефицита бензина на Дальнем Востоке нет, главная проблема в цене. Она выше, чем в европейской части России, не только из-за монопольного положения, но также из-за формулы ценообразования и транспортных издержек, а это ФАС не учитывает в своих заявлениях.

На Дальнем Востоке находятся всего два НПЗ: Хабаровский и Комсомольский. Первый не используется на полную мощность из-за отсутствия подключения к нефтепроводу, а второй принадлежит компании «Роснефть», которая является монополистом на Дальнем Востоке.

Нефтеперерабатывающие заводы Сибири и европейской части России находятся далеко от дальневосточных потребителей. При этом трубопроводного транспорта для прокачки нефтепродуктов на Дальний Восток нет, поэтому перевозят их по железной дороге, где тарифы в два–три раза выше тарифов трубопроводного транспорта, объясняет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

«Для рентабельности поставок на двух концах железнодорожного полотна отличие оптовой цены нефтепродуктов должно превышать стоимость железнодорожных перевозок. Поскольку перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом на расстояния порядка 3–5 тыс. км обходится в суммы порядка 5000 тыс. рублей за тонну, то понятно, что железнодорожными перевозками по стране невозможно ликвидировать существующую для Дальнего Востока разницу цен», – резюмирует Подлевских.

«Сейчас ХНПЗ получает сырье по железной дороге, что существенно увеличивает затраты на транспортировку, которые закладываются в стоимость бензина. Да и стоимость самого сырья растет. Постоянное сдерживание цен на бензин приводит к накапливанию убытков, и в какой-то момент производство может стать нерентабельным», – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

Разница в цене

В информационно-аналитическом центре «Кортес» газете ВЗГЛЯД предоставили статистику стоимости бензина и дизтоплива в разных округах страны и в дальневосточных областях. Согласно ей, цены на топливо в мае к январю выросли во всех округах без исключения, никакого снижения в ДВО не наблюдается. Хотя на прошлой неделе ФАС рапортовала о снижении цен на Дальнем Востоке.

Средняя стоимость бензина А-92/93 в Дальневосточном округе за пять первых месяцев этого года выросла на 0,52 рубля до 33,46 рубля за литр, Аи-95/96 – на 0,83 рубля до 35,77 рубля за литр, дизтоплива – на 0,5 рубля до 35,48 рубля.

#{smallinfographicleft=478338}В сравнении с европейскими регионами России розничные цены на топливо в ДВО в среднем выше на 5 рублей, а в Камчатском крае разница доходит до 10 рублей. Самое дешевое топливо фиксируется в Северо-Кавказском округе. В мае жители ДВФО покупали А-92/93 и Аи-95/96 на 6,2–6,5 рубля дороже, а дизтопливо – на 7 рублей дороже, чем жители СКФО. А на заправках Центрального округа бензин и дизтопливо в мае стоили почти на 5,5 рублей дешевле, чем на АЗС Дальнего Востока.

Интересно, что на самом Дальнем Востоке разница в стоимости топлива также доходит до 5 рублей в разных областях. Самое дорогое топливо в Камчатском крае, Сахалинской области, Еврейской автономной области и в Приморском крае. Причем в Камчатском крае цены на бензин насколько высокие, что там даже не было никакой динамики по ценам с января по май 2013 года, они слегка выросли лишь на дизтопливо. Камчадалы платят за литр А-92/93 на 9,37 рубля больше, чем жители Северо-Кавказского округа, за литр Аи-95/96 – на 10,61 рубля больше, за литр дизтоплива – на 10,9 рубля больше. Это следует из статистики «Кортеса» за май 2013 года.

На Дальнем Востоке работают две компании: «Альянс» и «Роснефть», – и цены на их заправках отличаются. К примеру, во Владивостоке самые низкие цены – на заправках компании «Роснефть». Но так как заправок у компании немного, а цены более привлекательные, то практически в любое время дня и ночи на этих заправках длинные очереди, передает в среду «Восток-Медиа». При этом у НК «Альянс» широкая сеть АЗС на Дальнем Востоке, однако цены на топливо там выше.

Руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев поясняет, что «если утрировать, то «Альянс» по сравнению с Роснефтью неконкурентоспособная компания».

В Приморье Роснефть в основном занимается тем, что продает сырье оптом, имея небольшую сеть заправок, а «Альянс» обладает самой большой сетью заправок в крае, однако компания остро нуждается в сырье. Кроме того, по словам Андрея Румянцева, если перед Роснефтью поставить задачу достроить заправки в этом регионе, она «задушит» всех.

Рискуем проиграть дважды

В Южной Корее действительно наблюдается избыток бензина, который можно оперативно поставлять в нуждающийся регион через порт Козьмино, говорит Анна Кокорева.

Транзит через Северную Корею невозможен, поэтому остается только один канал – танкерами по морю, соглашается генеральный директор City Express Алексей Кичатов. «Но такое импортное топливо вряд ли будет дешевым. Решить проблему дефицита таким способом можно, но проблему дороговизны топлива – нет», – уверен Кичатов. «Идея странная, она не решает проблему в комплексе и даже в качестве локальной меры выглядит неоднозначной», – добавляет он.

Цена корейского топлива, доставленного на Дальний Восток, скорее всего, будет выше нынешней, так как кроме транспортных затрат придется заплатить импортную пошлину, акцизы и НДС.

Так, Аи-95 на азиатской бирже по майским котировкам стоит порядка 982 долларов за тонну. Если прибавить 5% импортной пошлины, самый низкий акциз, который установлен для стандарта Евро-5 (в 5143 рубля за тонну), а также НДС, то на выходе цена Аи-95 получается равной 43 819 рублям за тонну. Таким образом, литр бензина Аи-95 в рознице должен стоить 51,40 рубля. И это еще без учета транспортных расходов по доставке топлива из Южной Кореи на Дальний Восток.

Чтобы сделать корейский бензин недорогим, надо либо заставить Южную Корею поставлять его по более низкой цене, либо избавить Дальний Восток от налогообложения нефтепродуктов, на что Минфин вряд ли пойдет.

Плюс надо еще проверять, соответствует ли качество корейского топлива стандартам технического регламента, действующего в России.

Ко всему прочему, если корейский бензин будет недорогим, он может вытеснить отечественные компании: ни Роснефть, ни НК «Альянс» не смогут поддерживать цены на одном уровне с Кореей, производство бензина станет для них экономически невыгодным, отмечает Анна Кокорева.

«Россия рискует проиграть дважды: первый раз – лишив российские компании на Дальнем Востоке поддержки и второй – уступив европейский рынок дизельного топлива Южной Корее. Вряд ли предложения Голомолзина найдут поддержку в правительстве», – считает эксперт.

По ее мнению, вопрос поставок бензина из Южной Кореи стоит отложить до 2015 года, дождавшись подключения ХНПЗ к магистрали ВСТО. Если после этого никаких изменений на дальневосточном топливном рынке не произойдет, тогда, возможно, стоит вернуться к предложениям Голомолзина, считает Кокорева.

Проблему дороговизны топлива на Дальнем Востоке можно решить, если построить новые современные НПЗ в регионе. Такого мнения придерживается губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. На прошлой неделе он заявил, что снизить цены на бензин в Приморье поможет строительство в Находке нефтехимического комплекса.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?