Экономика

25 апреля 2013, 19:38

МАЗ строит собственные планы по Индии без учета КАМАЗа

Фото: РИА "Новости"

МАЗ нашел альтернативу объединению с российским КАМАЗом. Оживить падающие продажи должен стать выход белорусского автопроизводителя на индийский рынок – где, кстати, КАМАЗ давно присутствует. Российский же рынок МАЗ постепенно теряет.

Минский автомобильный завод активно ищет партнеров для создания сборочного производства как минимум 500 грузовых автомобилей в год в Индии, заявил заместитель коммерческого директора завода Дмитрий Короткевич. В линейке МАЗа есть модели с правым расположением руля, которые активно поставляются во многие страны мира, в том числе в ЮАР, Мозамбик и Бангладеш.

Поставки грузовых автомобилей в Индию в собранном виде невыгодны, так как там действуют высокие заградительные пошлины

Он пояснил, что поставки грузовых автомобилей в Индию в собранном виде невыгодны, так как там действуют высокие заградительные пошлины. Поэтому МАЗ и хочет создать СП.

По словам Короткевича, уже были проведены переговоры более чем с 10 потенциальными партнерами по созданию сборочного производства в Индии. Однако пока, по его словам, выразившие желание претенденты не соответствуют требованиям, которые предприятие предъявляет к партнерам, и МАЗ ищет новых кандидатов. Сейчас ведутся переговоры с двумя потенциальными партнерами, которые обладают своими производственными площадками и имеют опыт производства автокомпонентов для индийского рынка, добавил Короткевич, передает БЕЛТА.

Причем МАЗ уже договорился о денежной стороне вопроса. Профинансировать создание производства в Индии готов белорусский БПС-Сбербанк и российский Сбербанк, заявил представитель завода.

Ранее на заводе говорили, что МАЗ может поставлять в Индию полноприводные машины (4×4 и 6×6), двухосные тягачи с большим объемом двигателя, а также шасси. Особое место на рынке Индии может занять минская автотехника двойного назначения, повышенной проходимости. Белорусскими тягачами и самосвалами могут, как заявляется, заинтересоваться индийские строители, транспортники и т. д.

Теперь в одиночку

МАЗ направил в Индию первую партию своей техники еще в 2004 году. В 2010 году на МАЗе была разработана и поставлена в производство праворульная техника с применением силовых агрегатов и коробок передач, аналогичных выпускаемым на индийском рынке.

Однако до сих пор реализовать планы белорусам так и не удалось в отличие от КАМАЗа, который еще в 2010 году создал в Индии СП с индийской компанией Vectra, получив контрольную долю в 51%. Завод проектной мощностью 7,5 тыс. автомобилей в год обошелся в 16 млн долларов.

КАМАЗ организовал в Индии сборку тяжелых грузовиков грузоподъемностью от 25 тонн на месте бывшего завода TATA. Это крупнейший в Индии производитель грузовой техники.

Дмитрий Короткевич не скрывает, что объединение белорусского МАЗа и российского КАМАЗа могло бы содействовать выходу на индийский и другие рынки. Если бы они объединились, то партнеры могли бы пользоваться сборочными площадками и сбытовой сетью друг друга в различных странах мира, что значительно снизило бы издержки для выхода на новые рынки и удержания старых. К слову, у КАМАЗа кроме Индии имеются сборочные заводы также в Казахстане, Вьетнаме и по спецтехнике в Литве.

Касательно перспектив объединения двух предприятий Дмитрий Короткевич сказал лишь, что все документы подготовлены с обеих сторон и переданы в правительство. «Там и будет приниматься решение об объединении», добавил он.

Но, как писала газета ВЗГЛЯД, президент Белоруссии Александр Лукашенко практически поставил крест на этом объединении, назвав его бандитской акцией.

Вместо объединения с КАМАЗом Лукашенко посчитал лучшим вариантом для МАЗа создавать собственные производства в азиатских странах. «Нам предлагают: давайте на базе МАЗа создадим в одной из стран Востока такое производство, мы будем брать у вас части, а все остальное, кузов автобуса можем делать на месте. Хорошее предложение – деньги дают, рынок есть. Почему на это не пойти?» – заявил несколько дней назад Лукашенко.

Проблемы в России

МАЗу действительно нужны новые рынки сбыта, особенно в условиях того, что у завода начались проблемы с продажами на российском рынке. А на российский рынок завод экспортирует сейчас 80% своей продукции.

#{ussr}Как пояснил Короткевич, проблемы связаны с переходом России на Евро-4. «Переход России на стандарт Евро-4 вызвал настороженность у потребителей, потому что это новая техника, для которой пока отсутствует широкая база по запасным частям, для которой требуется более качественное топливо. Из-за этой настороженности падает спрос, что и вызывает проблемы с реализацией продукции», сказал Короткевич.

По итогам 2012 года лидером в сегменте тяжелых грузовиков в России по-прежнему оставался КАМАЗ. Он продал 39,3 тыс. машин, включая сборочные комплекты (рост на 2,7%). Но доля КАМАЗа на рынке упала с 38,4% в 2011 году до 33,7% в 2012-м. Второе место занимает МАЗ, который продал около 15 тыс. грузовиков в России и занял 12,8% российского рынка (по сравнению с 11,1% в 2011 году). Однако доля иностранных грузовиков на российском рынке продолжает расти.

Впрочем, в этом году ситуация выглядит уже лучше, чем в прошлом, уверяют на заводе. За I квартал 2013 года было продано на 700 единиц техники больше, чем в I квартале 2012 года. «К 20-м числам мая, после праздников в России, автомобильный рынок обычно оживает. Думаю, реализация войдет в свое русло», – уверяет Короткевич.

Между тем, если в 2012 году МАЗ увеличил долю на российском рынке до 12,8%, то уже в январе и феврале 2013 года она снизилась до 10,1%. В марте МАЗ фактически перешел на четырехдневный режим работы, а с 1 по 14 мая рабочих могут отправить на каникулы. Продажи российских и минских грузовиков в этом году снижаются также в связи с замедлением российской экономики в целом и ростом импорта европейских брендов.

Новые рынки

У МАЗа уже есть самостоятельный опыт по созданию производств за рубежом. Один из последних реализованных проектов – в Венесуэле. СП «МАЗ-ВЕН» и «ВенеМинск Тракторес» к 2013 году должны выйти на производство 5 тыс. белорусских грузовиков и 10 тыс. белорусских тракторов в год. Кроме того, ведется строительство еще одного завода – по производству дорожно-строительной техники «Амкодор».

У МАЗа также есть сборочные заводы во Вьетнаме (мощность – 900 машин в год) и Азербайджане (900 машин в год).

Из-за отказа в сотрудничестве с КАМАЗом у МАЗа, конечно, сузился круг потенциальных заказчиков, указывает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. Однако самостоятельный выход минского автозавода на индийский рынок эксперты считают правильным решением. Чтобы достичь высоких результатов в развитии автопрома, МАЗу надо направлять свою активность в сторону азиатских стран, считает Клюев.

«Опыт МАЗа на рынке грузовых машин Вьетнама позволяет оптимистично смотреть на перспективы выхода минского завода на индийский рынок. Во Вьетнаме ему удалось выдержать конкуренцию со стороны китайских и индийских производителей. Кроме того, власти завода готовы подстраиваться под меняющиеся потребности рынка: в планах – наладить производство техники с приводом на все колеса (4×4 и 6×6), а также тягачи с двумя осями и производство шасси», – отмечает эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева.

«Ниша, в которой позиционирует себя компания МАЗ, недостаточно развита в Индии. Вместе с тем экономика Индии растет стремительными темпами, и предприятия готовы закупать качественную и недорогую технику по перевозке грузов. На индийском рынке тягачей много подержанной техники в возрасте трех–пяти лет, качество которой находится на достаточно низком уровне. Если появится достойный конкурент в схожей ценовой категории, но без какого-либо пробега, он должен занять одну из лидирующих позиций на рынке», – отмечает Александра Мальцева.

Причем именно в развивающихся странах у МАЗа, как и у КАМАЗа, имеются наибольшие возможности для продажи своих грузовиков. «На Востоке автомобили МАЗа наиболее востребованы и в перспективе реализуемы. На европейском рынке грузовиков КАМАЗ и МАЗ вряд ли смогут составить достойную конкуренцию», – добавляет Клюев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Белоруссии определили районы боевого дежурства комплекса «Орешник»
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов