Вице-премьер Дмитрий Рогозин обратился к американскому актеру Стивену Сигалу с просьбой оказать содействие в работе по отмене российско-американского соглашения, которое ограничивает поставки современного стрелкового российского оружия в США. Встреча с Сигалом прошла сегодня в Доме правительства.
Вы всегда были на стороне добра в борьбе со злом, всегда это была однозначная позиция за справедливость
Вице-премьер пояснил, что такое соглашение между двумя странами было подписано еще в 90-е годы. «Фактически, мы можем поставлять только старье, которое произведено, условно, до 1998 года», – пояснил зампред правительства.
Он подчеркнул, что «все понимают абсурдность такого ограничения, которое, с одной стороны, бьет по интересам американских граждан, которые хотели бы приобрести российское охотничье, спортивное стрелковое оружие, а с другой стороны – по нашим производителям».
По словам Рогозина, он намерен обсудить этот вопрос с администрацией президента Обамы. Однако Сигал пользуется большим авторитетом в американском стрелковом сообществе, поэтому Рогозин решил использовать и этот «рычаг», а не только официальные переговоры на высоком уровне. «Во всех фильмах, которые я видел, которые видели мои сограждане, вы всегда были на стороне добра в борьбе со злом, всегда это была однозначная позиция за справедливость, за жизнь, против терроризма, против преступности», – цитирует Рогозина РИА «Новости».
По его мнению, Сигал, в отличие от многих актеров, которые только играют сильных людей, является таким и в жизни, потому как у него есть боевой опыт, своя философия и гражданская позиция.
«Хотел бы заручиться вашей поддержкой в одном важном вопросе. Думаю, что ваш авторитет и связи в американском истэблишменте помогут решить эту проблему, – сказал Рогозин. – Вы знаете, что российское производство вооружений всегда было очень хорошим и всегда конкурировало с лучшими образцами, в том числе американскими. В Америке стрелковое сообщество является одним из самых значимых, является очень важной силой, которая воздействует и на общество, и на власть».
Список Черномырдина – Гора
Как пояснил газете ВЗГЛЯД заместитель гендиректора по маркетингу и продажам гражданского оружия «Ижмаша» Павел Колегов, существует соглашение о добровольном ограничении экспорта между США и Россией от 3 апреля 1996 года (список Черномырдина – Гора), который регламентирует список изделий, экспортируемых в США. В этом списке значится 74 наименования оружия, которое разрешено к ввозу в Штаты. Однако все оружие, которое не представлено в данном списке, к поставкам в США запрещено.
Рогозин поставил перед МИДом задачу снять это межправительственное соглашение еще в прошлом году. Такое ограничение было введено для защиты американских производителей. Сейчас в этом необходимости нет, считают российские оружейники, так как рынок довольно большой и места всем хватит. Однако оружейное лобби в США другого мнения.
«На американском рынке нас никто не ждет с нашими новыми разработками. Причины конкурентного свойства: местные игроки не хотят пускать на рынок чужаков. Это вполне естественная политика. В США действует сильное оружейное лобби, мы кого-то пускаем на свой рынок? Нет. Так же и они», – говорит газете ВЗГЛЯД директор ЦАМТО Игорь Коротченко.
В числе разрешенного к ввозу оружия – гладкоствольные полуавтоматические ружья с магазинной подачей «Сайга-12», которые «Ижмаш» начал поставлять полицейским подразделениям США в январе 2012 года. «Ижмаш» сейчас экспортирует в США также разрешенные к ввозу охотничьи ружья «Сайга», «Лось», «Барс», «Рекорд», «Соболь», «Коршун», а также спортивные винтовки «Биатлон».
#{image=686212}Однако из-за этого соглашения, ограничивающего экспорт некоторых видов вооружения, «Ижмаш» не может экспортировать на рынок США несколько ключевых продуктов, в частности, охотничий карабин «Тигр», созданный на основе снайперской винтовки Драгунова.
Если эти ограничения снимут, «Ижмаш» сможет существенно увеличить экспортный потенциал. «Если соглашение будет отменено, то присутствие российского оружия на рынке США может быт увеличено минимум на 40% от существующего уровня», – говорит газете ВЗГЛЯД представитель «Ижмаша».
По его словам, в случае отмены соглашения «Ижмашу» было бы интересно предложить США на продажу также «Сайгу-9», «Сайгу» 22 калибра, охотничьи карабины «Тигр», пневматические винтовки «Юнкер», которые сейчас запрещены к ввозу в страну.
«Ижевский механический завод и ВПЗ «Молот» также могли бы значительно расширить линейку экспортируемых пистолетов и нарезных охотничьих карабинов. Но самое главное, что снятие ограничений на ввоз в США из России спортивно-охотничьего оружия позволит успешно конкурировать с другими импортерами оружия за счет увеличения ассортимента спортивно-охотничьего оружия, продаваемого на территории США», – говорит Павел Колегов.
«Ижмаш» занимает 90% российского рынка производства боевого автоматического стрелкового оружия и 95% – рынка производства снайперских винтовок. «Ижмех» производит пистолеты, в том числе пистолеты Ярыгина «Грач», которые используются сотрудниками ФСБ и МВД, а также более 100 видов охотничьего оружия. «Молот» выпускает гранатометы и гражданское оружие, в частности, гладкоствольные охотничьи и помповые ружья, карабины «Вепрь».
Американский рынок
В последние годы «Ижмаш» начал активно наращивать экспорт на самый большой рынок стрелкового оружия в мире – США. За 2012 год поставки в США выросли относительно показателей 2011 года на 15%. На этом экспорте «Ижмаш» в 2012 году заработал 16,2 млн долларов. Впрочем, если сравнивать с общим объемом заказов на 2012 год, которые оценивались на заводе в 5,7 млрд рублей, то на экспорте в США «Ижмаш» зарабатывает пока немного.
Однако в условиях снижения объема госзаказа «Ижмаш» меняет свою бизнес-модель, сокращая выпуск военной и увеличивая производство гражданской продукции. Еще в 2011 году завод производил 63,1% военной продукции и только 36,9% – гражданской. В 2012 году объемы сравнялись, а в 2013 году объем военной продукции должен сократиться до 30%, а гражданская должна составить 70%.
В этом году «Ижмаш» намерен увеличить экспорт гражданского стрелкового оружия в США еще на 15%. «США, хочется нам этого или нет, составляют порядка 70% мирового рынка оружия гражданского назначения. Соответственно, для нас это является приоритетным рынком. Надеюсь, что с течением времени все-таки будет меняться законодательство нашей страны по оружию, у нас будет меняться и емкость рынка и, соответственно, его структура», – пояснял в декабре временный генеральный директор предприятия Александр Косов.
Всего в 2013 году «Ижмаш» планирует произвести 150 тыс. единиц оружия разного типа, 70% из которого будет гражданским (105 тыс. единиц). В США, по словам Косова, отправится более половины всего гражданского оружия, которое будет выпущено на заводе. Получается, что экспорт в США в 2013 году можно оценить как минимум в 52,5 тыс. единиц.
Фактически американцы покупают сейчас у «Ижмаша» даже немного больше оружия, чем российская армия и полиция. Российское предприятие зарабатывает на более мягких законах в США, где обычно в семье есть 5–6 штук короткоствольного и длинноствольного оружия, а у некоторых коллекционеров – и более 20 единиц.
В России купить длинноствольное оружие можно только с разрешения полиции, для чего необходимо отсутствие судимости, прохождение курсов по безопасному обращению с оружием и медицинская справка о психическом здоровье. В США покупателям зачастую необходимо лишь получить справку об отсутствии судимости.