Экономика

1 марта 2013, 09:09

Россия попала в десятку стран с самыми плохими дорогами

Фото: РИА "Новости"

Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире. Таковы данные рейтинга качества дорог, составленного экспертами Всемирного экономического форума в рамках более глобального исследования. Отечественные специалисты согласны: это чистая правда, и изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся.

Отчет Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, в котором фигурирует, в том числе, и рейтинг качества дорог, подтвердил, что дороги в России считаются одними из худших в мире.

Во всех больших странах дороги образуют сетку. Посмотрите на нашу карту дорог – это «звездочка», ведущая в Москву

Эксперты ВЭФ проанализировали состояние дорог в 144 странах. Дорожная сеть всех этих стран оценивалась по 7-балльной шкале: от 1 балла (абсолютно неразвитая) до 7 баллов (протяженная, эффективная и соответствующая всем международным стандартам).

Эксперты поставили Россию на 136-е место (из 144) по критерию качества дорог. Она набрала 2,3 балла столько же, сколько Габон и Украина. Наша страна оказалась в десятке государств с наихудшими дорогами, передает «Вести.Ру».

Лучшими из стран бывшего СССР признаны дороги в Литве (32-е место), Грузии (56-е место) и Эстонии (61-е место).

Среди стран СНГ по качеству дорог Россию обошли и Азербайджан (67-е место в рейтинге), и Таджикистан (98-е место), и Казахстан (117-е место).

Хуже, чем в России, дороги оказались только на Украине, в Габоне, Республике Восточный Тимор (государство в Юго-Восточной Азии), Гвинее, Монголии, Румынии, на Гаити и в Молдове. Эти страны заняли соответственно места со 137-го по 144-е. Наилучшими были признаны дороги во Франции первое место в этой части рейтинга. На втором месте по качеству стоят трассы в Объединенных Арабских Эмиратах, к тому же ОАЭ отличается наибольшей концентрацией суперкаров на один квадратный метр. Третье место у Сингапура.

В Топ-10 стран с самыми хорошими дорогами также вошли Португалия, Оман, Швейцария, Австрия, Гонконг, Финляндия и Германия. США оказались на 20-м месте.

«Эта оценка не является безукоризненной, здесь есть методические огрехи. Так, одним из критериев оценки выступает плотность дорожной сети, то есть ее протяженность к площади страны. Но наша территория очень большая, и на части ее никто не живет»,  рассказывает газете ВЗГЛЯД директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«Зато по всем другим критериям оценки российских дорог – все чистая правда. К примеру, протяженность скоростной сети или связанность территорий, то есть возможность проехать из города в город не через Москву»,  констатирует Блинкин.

По его словам, если оценка плотности дорожной сети будет изменена, то Россия может подняться в рейтинге на 111-е место и хотя бы Казахстану проигрывать не будет. Впрочем, площади территорий в Канаде и Австралии тоже очень большие, но эти страны все равно в числе лучших в рейтинге.

«Звездочка», ведущая в Москву

Дорожная инфраструктура России сильно отстает от большинства развитых и развивающихся стран. «Во Франции круглогодично эксплуатируется примерно 1 млн км дорог с твердым покрытием. И других там нет. В России, по данным Росстата, протяженность дорог с твердым покрытием составляет около 800 тыс. км. Из них протяженность федеральных дорог – чуть более 50 тыс. км»,  указывает Блинкин.

#{image=648655}Даже Генпрокуратура РФ в прошлом году проверила качество дорог, выяснив, что каждое пятое ДТП в России случается именно из-за плохих дорог. По ее данным, более половины федеральных дорог не соответствуют нормативным требованиям.

«Еще один критерий оценки – конфигурация дорог. Во всех больших странах дороги образуют сетку. Это хорошо видно, если посмотреть на карту США или на карту Китая, где 30 лет назад нормальных дорог вообще не было. Посмотрите на нашу карту дорог – это «звездочка», ведущая в Москву. Как российские дорогие выглядели в 1900-х годах, так они выглядят и сегодня, в 2013 году», рассказывает эксперт.

«Возьмем состояние дорог. Везде нормальная дорога, которая связывает два крупных города или два региона, – это трасса с четырьмя полосами. А если ехать из Перми до Екатеринбурга или из Уфы в Казань? Участки дорог, которые примыкают к городам, еще более-менее приличные, а дальше выходим на двухполоску, которая вынуждает выходить на встречную полосу»,  добавляет Михаил Блинкин.

«Выбоины, трещины вплоть до пробоин – это наши реалии»,  добавляет он.

За удовольствие надо платить

Фундаментальная причина плохого состояния российских дорог состоит в том, что на всей русской равнине нельзя было найти приличных каменных материалов для строительства дорог, говорит Блинкин. Сейчас, конечно, эта проблема легко решается.

Однако остается, по его словам, проблема наличия в России так называемых трудных водонасыщенных грунтов, из-за которых дороги проседают. «По мере развития цивилизации другие страны преодолевают такие трудности, а у нас не хотят преодолевать»,  говорит Блинкин.

«В советское время нам автомобильные дороги вообще не очень-то нужны были. Автомобилей ни у кого не было. И грузы, и курортников возили по железной дороге. О надобности дорог вспомнили, когда народ стал покупать автомобили и бизнес начал массово переориентироваться на грузовые автоперевозки. Мы советскую дорожную сеть разрушили и теперь новую только строим», рассказывает эксперт.

Сейчас в России в год строится около 600 километров дорог, что очень мало для нашей огромной страны. Однако в последнее время российское правительство реально задумалось о развитии дорожной инфраструктуры. К 2024 году оно поставило цель построить 120 тысяч километров федеральных и региональных дорог (проект утвердил в апреле 2012 года Владимир Путин, будучи еще премьер-министром). А для этого надо строить по 10 тысяч километров дорог в год. Только к 2015 году на реконструкцию и строительство российских дорог планируется потратить от 620 до 740 млрд рублей.

Но одна из главных причин отсутствия качественной дорожной сети в России состоит в том, что «мы за это удовольствие не платим». «Если сложить акцизы (заложены в цену бензина – прим. ВЗГЛЯД) и транспортный налог, который платят все 40 млн российских автомобилистов, то это покрывает только 50% всех расходов совокупного бюджета РФ на дорожное хозяйство. В Москве эта пропорция еще хуже. Москвичи оплачивают только четверть расходов столичного правительства на дорожное хозяйство», говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«В России отсутствует осознание того, что за удовольствие ездить по хорошим дорогам надо платить. Автомобилисты считают, что правительство когда-нибудь найдет деньги и построит им дороги. А высшие чиновники считают, что рано или поздно дороги построит какое-нибудь частно-государственное партнерство. Ни та, ни другая мечта шансов на воплощение не имеет, пока не будет воплощен главный принцип мировой практики кто ездит, тот и платит. И неважно, каким способом  с помощью налогов, платных дорог или установки спутникового слежения, чтобы автомобилист платил налоги за каждый километр»,  резюмирует Блинкин.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?