Экономика

1 марта 2013, 09:09

Россия попала в десятку стран с самыми плохими дорогами

Фото: РИА "Новости"

Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире. Таковы данные рейтинга качества дорог, составленного экспертами Всемирного экономического форума в рамках более глобального исследования. Отечественные специалисты согласны: это чистая правда, и изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся.

Отчет Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности, в котором фигурирует, в том числе, и рейтинг качества дорог, подтвердил, что дороги в России считаются одними из худших в мире.

Во всех больших странах дороги образуют сетку. Посмотрите на нашу карту дорог – это «звездочка», ведущая в Москву

Эксперты ВЭФ проанализировали состояние дорог в 144 странах. Дорожная сеть всех этих стран оценивалась по 7-балльной шкале: от 1 балла (абсолютно неразвитая) до 7 баллов (протяженная, эффективная и соответствующая всем международным стандартам).

Эксперты поставили Россию на 136-е место (из 144) по критерию качества дорог. Она набрала 2,3 балла столько же, сколько Габон и Украина. Наша страна оказалась в десятке государств с наихудшими дорогами, передает «Вести.Ру».

Лучшими из стран бывшего СССР признаны дороги в Литве (32-е место), Грузии (56-е место) и Эстонии (61-е место).

Среди стран СНГ по качеству дорог Россию обошли и Азербайджан (67-е место в рейтинге), и Таджикистан (98-е место), и Казахстан (117-е место).

Хуже, чем в России, дороги оказались только на Украине, в Габоне, Республике Восточный Тимор (государство в Юго-Восточной Азии), Гвинее, Монголии, Румынии, на Гаити и в Молдове. Эти страны заняли соответственно места со 137-го по 144-е. Наилучшими были признаны дороги во Франции первое место в этой части рейтинга. На втором месте по качеству стоят трассы в Объединенных Арабских Эмиратах, к тому же ОАЭ отличается наибольшей концентрацией суперкаров на один квадратный метр. Третье место у Сингапура.

В Топ-10 стран с самыми хорошими дорогами также вошли Португалия, Оман, Швейцария, Австрия, Гонконг, Финляндия и Германия. США оказались на 20-м месте.

«Эта оценка не является безукоризненной, здесь есть методические огрехи. Так, одним из критериев оценки выступает плотность дорожной сети, то есть ее протяженность к площади страны. Но наша территория очень большая, и на части ее никто не живет»,  рассказывает газете ВЗГЛЯД директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«Зато по всем другим критериям оценки российских дорог – все чистая правда. К примеру, протяженность скоростной сети или связанность территорий, то есть возможность проехать из города в город не через Москву»,  констатирует Блинкин.

По его словам, если оценка плотности дорожной сети будет изменена, то Россия может подняться в рейтинге на 111-е место и хотя бы Казахстану проигрывать не будет. Впрочем, площади территорий в Канаде и Австралии тоже очень большие, но эти страны все равно в числе лучших в рейтинге.

«Звездочка», ведущая в Москву

Дорожная инфраструктура России сильно отстает от большинства развитых и развивающихся стран. «Во Франции круглогодично эксплуатируется примерно 1 млн км дорог с твердым покрытием. И других там нет. В России, по данным Росстата, протяженность дорог с твердым покрытием составляет около 800 тыс. км. Из них протяженность федеральных дорог – чуть более 50 тыс. км»,  указывает Блинкин.

#{image=648655}Даже Генпрокуратура РФ в прошлом году проверила качество дорог, выяснив, что каждое пятое ДТП в России случается именно из-за плохих дорог. По ее данным, более половины федеральных дорог не соответствуют нормативным требованиям.

«Еще один критерий оценки – конфигурация дорог. Во всех больших странах дороги образуют сетку. Это хорошо видно, если посмотреть на карту США или на карту Китая, где 30 лет назад нормальных дорог вообще не было. Посмотрите на нашу карту дорог – это «звездочка», ведущая в Москву. Как российские дорогие выглядели в 1900-х годах, так они выглядят и сегодня, в 2013 году», рассказывает эксперт.

«Возьмем состояние дорог. Везде нормальная дорога, которая связывает два крупных города или два региона, – это трасса с четырьмя полосами. А если ехать из Перми до Екатеринбурга или из Уфы в Казань? Участки дорог, которые примыкают к городам, еще более-менее приличные, а дальше выходим на двухполоску, которая вынуждает выходить на встречную полосу»,  добавляет Михаил Блинкин.

«Выбоины, трещины вплоть до пробоин – это наши реалии»,  добавляет он.

За удовольствие надо платить

Фундаментальная причина плохого состояния российских дорог состоит в том, что на всей русской равнине нельзя было найти приличных каменных материалов для строительства дорог, говорит Блинкин. Сейчас, конечно, эта проблема легко решается.

Однако остается, по его словам, проблема наличия в России так называемых трудных водонасыщенных грунтов, из-за которых дороги проседают. «По мере развития цивилизации другие страны преодолевают такие трудности, а у нас не хотят преодолевать»,  говорит Блинкин.

«В советское время нам автомобильные дороги вообще не очень-то нужны были. Автомобилей ни у кого не было. И грузы, и курортников возили по железной дороге. О надобности дорог вспомнили, когда народ стал покупать автомобили и бизнес начал массово переориентироваться на грузовые автоперевозки. Мы советскую дорожную сеть разрушили и теперь новую только строим», рассказывает эксперт.

Сейчас в России в год строится около 600 километров дорог, что очень мало для нашей огромной страны. Однако в последнее время российское правительство реально задумалось о развитии дорожной инфраструктуры. К 2024 году оно поставило цель построить 120 тысяч километров федеральных и региональных дорог (проект утвердил в апреле 2012 года Владимир Путин, будучи еще премьер-министром). А для этого надо строить по 10 тысяч километров дорог в год. Только к 2015 году на реконструкцию и строительство российских дорог планируется потратить от 620 до 740 млрд рублей.

Но одна из главных причин отсутствия качественной дорожной сети в России состоит в том, что «мы за это удовольствие не платим». «Если сложить акцизы (заложены в цену бензина – прим. ВЗГЛЯД) и транспортный налог, который платят все 40 млн российских автомобилистов, то это покрывает только 50% всех расходов совокупного бюджета РФ на дорожное хозяйство. В Москве эта пропорция еще хуже. Москвичи оплачивают только четверть расходов столичного правительства на дорожное хозяйство», говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«В России отсутствует осознание того, что за удовольствие ездить по хорошим дорогам надо платить. Автомобилисты считают, что правительство когда-нибудь найдет деньги и построит им дороги. А высшие чиновники считают, что рано или поздно дороги построит какое-нибудь частно-государственное партнерство. Ни та, ни другая мечта шансов на воплощение не имеет, пока не будет воплощен главный принцип мировой практики кто ездит, тот и платит. И неважно, каким способом  с помощью налогов, платных дорог или установки спутникового слежения, чтобы автомобилист платил налоги за каждый километр»,  резюмирует Блинкин.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов