Экономика

Игорь Коровкин

«Миллиард евро – это немного»

3 сентября 2012, 19:05

Фото: РИА "Новости"

Российские автогиганты ГАЗ и ЗИЛ могут начать разработку платформы для правительственных автомобилей. Проект, оцениваемый экспертами в 1 млрд евро, получил название «Кортеж», пишет «Коммерсант». По словам собеседников издания в российской промышленности, в рамках проекта будет создаваться целая серия автомобилей для первых лиц государства, включая машины сопровождения.

#{image=500394}О том, готовы ли автопроизводители справиться с этой задачей, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин.

ВЗГЛЯД: Минпромторг начал обсуждать создание в России правительственных авто. Как лично вы относитесь к этой идее?

Игорь Коровкин: Идея абсолютно здравая, она давно обсуждается, буквально витает в воздухе. Правда, долгое время никаких решений на этот счет не принималось, теперь, похоже, идея вышла на очередной виток спирали. Если проект все-таки запустят, то это абсолютно правильный ход.

ВЗГЛЯД: По-видимому, основными претендентами на реализацию проекта станут ГАЗ и ЗИЛ, выпускавшие для советских лидеров автомобили под марками «Чайка» и ЗИЛ. Вы видите их в этой роли?

И.К.: И тот, и другой завод имеют хорошие традиции производства подобной автомобильной техники, причем разноплановых авто. «Чайка» и ЗИЛ – это были автомобили высокого уровня. Но кортеж подразумевает еще автомобили сопровождения, охраны. В любом случае возможности у заводов есть.

ВЗГЛЯД: Кого из двух автопроизводителей вы считаете более подходящим кандидатом для реализации проекта и почему?

И.К.: Боюсь кого-то назвать, потому что оба обладают не только хорошими традициями, но и отличными конструкторскими бюро. Наверняка для решения задачи по созданию правительственных автомобилей они будут привлекать кого-то еще. Возможно, какие-то дизайнерские фирмы.

Надо ввязаться в драку, а потом посмотреть. Думаю, что уже сегодня при подготовке тендерных документов заводы готовят серьезные предложения. Потому что это очень ответственный заказ.

ВЗГЛЯД: Речь идет о том, что проект будет реализовываться с «нуля»...

И.К.: Неудивительно, ведь на заводах ничего не осталось. Из того, что было, машину уже не сделаешь. Нужно начинать заново, в том числе специально под проект подбирать новые кадры.

ВЗГЛЯД: По оценкам некоторых экспертов реализация проекта может обойтись в один миллиард евро. Как бы вы оценили эту сумму?

И.К.: Миллиард – это немного.

ВЗГЛЯД: То есть сумма вполне адекватна масштабу проекта?

И.К.: Абсолютно. Боюсь, что миллиарда может не хватить.

ВЗГЛЯД: Сегодня весь объем субсидий российским автозаводам до 2015 года, заложенный в бюджет, составляет 30 миллиардов рублей. На этом фоне не выглядит ли один миллиард евро на создание правительственных автомобилей «чересчур»?

И.К.: Но эти 30 миллиардов выделяются не на разработку автомобильной техники. Сами автомобильные заводы вкладывают в развитие гораздо больше.

Соотношение выделяемых государством средств для поддержки отрасли и того, что вкладывают заводы, в лучшем случае один к двум. Государство только помогает в каких-то аспектах, но оно не оплачивает разработку конструкций, технологии. Во все это заводы вкладывают собственные деньги.

Что же касается нового проекта, то я не думаю, что миллиард евро – это много. Тем более что речь идет не об одном автомобиле, а о целом семействе. Каждый автомобиль – уникальный.

ВЗГЛЯД: В чем сложности реализации проекта?

#{image=597404}И.К.: Сложность состоит как раз в уникальности.

ВЗГЛЯД: Это будут возрожденные бренды «Чайка» и ЗИЛ или что-то совершенно новое и особенное?

И.К.: Все будет зависеть от того, кому доверят создание «кортежа».  А уж «Чайкой» назовут автомобиль или «Аистом» – неважно.

ВЗГЛЯД: Сейчас российские чиновники ездят в основном на Mercedes, BMW и Ford. Справятся ли наши автопроизводители, если перед ними поставят задачу добиться того же качества?

И.К.: Я напомню,  наши чиновники используют автомобили BMW, произведенные в Калининграде. Руки-то их создавали наши. Или возьмем, скажем, Toyota Camry, которая тоже производится в России.

Сегодня российским производителем считается не тот, кто «родился» в России, а тот, кто производит автомобили на территории страны. Сегодня это порядка 15 компаний.

Вопрос заключается в объемах. В свое время Горьковский автомобильный завод выпускал 150 тысяч автомобилей «Волга», обеспечивая транспортом все административные органы. Если любой из отечественных автозаводов или «пришедших» в Россию автопроизводителей станет выпускать столько же машин, автомобили по праву будут считаться российскими.

Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин верит, что отечественные автопроизводители способны создать по-настоящему уникальный автомобиль высшего класса (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: Вы сказали, «руки» у нас есть, а как быть с технологиями? Скажем так, на ГАЗе осуществляется сборка Volkswagen и Skoda, хотя эксперты не верят, что они захотят делиться технологиями...

И.К.: Технологии для автомобилестроения мы всегда закупали. Проводили какие-то собственные технологические линии, но много технологического оборудования закупали за рубежом.

Но еще раз подчеркну: те технологии, на основе которых будут разрабатываться правительственные автомобили, будут уникальными, потому что сами машины будут уникальными. Каждый автомобиль будет иметь свои особенности. Каждый будет создаваться, что называется, «под седока».

ВЗГЛЯД: Нет ли опасений, что проект ждет судьба проекта Volga Siber (автомобили перестали производить на ГАЗе в 2010 году)? На Siber тоже хотели пересадить российских чиновников, но идея так и не была реализована.

И.К.: Это не самый удачный проект. Это было ясно изначально, до того, как его начали «лепить».

ВЗГЛЯД: Вы хотите сказать, что если новым проектом займутся всерьез, печальная судьба ему не грозит?

И.К.: Volga Siber – автомобиль купленный, практически снятый с производства. Он «прошелся» по трем странам и оказался в России.

Мы же говорим сегодня о создании чего-то совершенно нового, своего. Это будет своя машина, а не переделанный автомобиль BMW 8 серии или какой-нибудь кадиллак или линкольн.

ВЗГЛЯД: Сколько времени потребуется на реализацию проекта?

И.К.: Не менее трех лет.

ВЗГЛЯД: И необходимые средства реально изыскать в бюджете?

И.К.: В рамках государственно-частного партнерства эта задача вполне решаема.

ВЗГЛЯД: А вот эксперты относятся к подобного рода вложениям крайне скептически. Есть мнение, что за те деньги, которые хотят потратить на создание отечественных правительственных авто, можно приобрести две тысячи автомобилей. Это если в расчет брать максимальную сумму (в 500 тысяч евро), в которую обходится автомобиль такого класса за рубежом. Что вы скажете на это?

И.К.: Скажу так: разработка собственного автомобиля для первых лиц государства – это, прежде всего, вопроса престижа. Такой автомобиль должен быть в России, тем более есть возможность это сделать.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Ушаков назвал условие прекращения огня в Донбассе
Темы дня

Будущая власть Европы успешно переняла русофобию нынешней

Главы самых популярных партий Британии и Франции встретились, чтобы договориться о совместных действиях после взятия власти. Победа сторонников Марин Ле Пен и Найджела Фараджа на выборах кажется неотвратимой, тем более что этого теперь добиваются США. Однако России не стоит рассчитывать, будто Европа может измениться к лучшему.

Почему у россиян под подушкой накопилась рекордная сумма наличных

Россияне накопили под подушкой рекордный объем рублевой наличности. Учитывая дорогие кредиты, крепкий рубль и геополитическую неопределенность стратегия сберечь на черный день, причем в рублях, в целом рациональная. Однако экономике страны нужно совсем иное. Что нужно сделать, чтобы сбережения не лежали мертвым грузом, а работали на экономику России?

Банк России намерен взыскать с Euroclear упущенную выгоду

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Лукьянов напомнил биографию отца генсека НАТО Рютте

Новости

В Госдуме предложили создать аналог комсомола для подростков

Молодежную организацию, аналогичную существовавшему в Советском Союзе Комсомолу, следует создать в России для подростков от 15 лет и до возраста окончания вуза, сообщил первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Денис Майданов.

Financial Times назвала Дженсена Хуанга человеком года

Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг стал человеком года по версии Financial Times благодаря ключевому вкладу в индустрию искусственного интеллекта.

Стубб заявил об отсутствии у Европы собственного решения по Украине

Европа обсуждает три разных документа по Украине, но собственного единого мирного плана у нее нет, заявил президент Финляндии Александр Стубб.

Суд в Москве вынес приговор девятерым представителям МУС

Прокурора Международного уголовного суда (МУС) Карима Хана заочно осудили в России на 15 лет лишения свободы, сообщили в Генеральной прокуратуре России.

Стало известно о согласии Киева создать буферную зону в Донбассе

Украинские власти согласны с идеей создания демилитаризованной буферной зоны в Донбассе, но считают, что для этого необходим взаимный отвод сил по текущей линии фронта, сообщила газета Le Monde со ссылкой на источники.

Ушаков прокомментировал слова Зеленского о референдуме в Донбассе

Помощник президента Юрий Ушаков, комментируя предложение Владимира Зеленского провести референдум о статусе Донбасса, заявил, что вся эта территория считается российской по действующей Конституции.

Минобороны заявило о планах Украины взорвать «грязную бомбу» «под чужим флагом»

Ввоз на Украину отработавшего ядерного топлива и утрата источников излучения увеличивают опасность создания «грязной бомбы», заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России генерал-майор Алексей Ртищев.

В русском языке появились 90 новых слов и выражений

В русском языке за 2025 год зафиксировано 90 новых слов и выражений, среди которых появилась «лабубомания» и технологичный термин «нацмессенджер».

Российские войска освободили за неделю восемь населенных пунктов в зоне СВО

В течение последней недели российскими войсками освобождены Лиман, Куриловка, Кучеровка, Северск, Червоное, Ровное, Остаповское и Новоданиловка, отчитались в Минобороны.

Кремль выразил сомнения относительно правок Украины плана США

Москва пока не ознакомилась с обновленной версией мирного плана США по урегулированию ситуации на Украине и сомневается, что новый документ будет устраивать российскую сторону. Об этом заявил помощник президента России по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков.

Минобороны предложило создать штабы обороны в регионах

Министерство обороны России предлагает создать в регионах специальные штабы обороны на случай введения военного положения, учитывая опыт территорий Донецкой и Луганской народных республик, следует из проекта закона.

Euroclear заявил о готовности к искам в российских судах

Депозитарий Euroclear готов рассматривать и защищать свою позицию по искам, касающимся блокировки российских активов в Бельгии.
Мнения

Геворг Мирзаян: Трамп формирует свой совет директоров многополярного мира

Отсутствие Европы в списке Трампа вынудит европейские страны считать, что Трамп рассматривает Россию как ведущую силу с правом на сферу влияния в Европе и, соответственно, окончательно похоронит трансатлантические отношения. Сама же Россия может не согласиться на участие в «Ключевой пятерке» – Москву вполне устраивают ШОС и БРИКС.

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов