До начала саммита АТЭС, который пройдет 2–9 сентября 2012 года во Владивостоке, остается все меньше времени. К саммиту строится более 50 объектов, общий объем инвестиций на подготовку к данному мероприятию составит около 680 млрд рублей (около 20 млрд долларов). Впрочем, эти цифры мало о чем могут рассказать.
За две недели до начала саммита АТЭС ни один из трех катамаранов не сдан заказчику – администрации Приморского края
Реальную картину способны обрисовать лишь факты. А факты свидетельствуют о неготовности приморской столицы к проведению столь важного международного экономического форума, участниками которого будут руководители государств, а также представители мировой бизнес- и политической элиты.
Сроки окончания строительства объектов, возводимых к саммиту на Дальнем Востоке, переносились неоднократно. Подрядчики попросту не укладывались в отведенные временные рамки, объясняя свою нерасторопность масштабами возложенных на них задач.
Саботаж с избиением
За две недели до начала саммита выяснилось, что не сдан ни один из трех скоростных катамаранов, которые планировалось использовать для перевозки гостей из Владивостока на остров Русский и обратно.
Строители одного из судов обвиняют руководство верфи в саботаже. Они обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить ОАО «Восточная верфь», где и строятся суда. «За две недели до начала саммита АТЭС ни один из трех катамаранов не сдан заказчику – администрации Приморского края», – цитирует «Интерфакс» официальное заявление ООО «Пасифико Марин», которое строит одно из этих судов.
Обращение генпрокурору Юрию Чайке направил директор компании Сергей Волошенко. Он просит провести проверку действий руководства «Восточной верфи» и принять меры.
Два катамарана, которые строит верфь, спущены на воду летом этого года с отставанием от графика на 10 месяцев, однако достроечные работы по ним не завершены, указывает Волошенко. Свой же катамаран, построенный за семь месяцев, «Пасифико Марин» вообще не может спустить на воду. Для этого судно необходимо переместить по территории завода на 200 метров к морю.
По данным Волошенко, руководство «Восточной верфи» «блокирует возможность транспортировки судна, а также перекрывает специалистам «Пасифико Марин» доступ на территорию завода».
Более того, ООО заявляет, что представители «Восточной верфи» избили главного судостроителя «Пасифико Марин». Оставлять все это безнаказанным никто не собирается. Действия представителей верфи зафиксированы, отмечает Волошенко, а соответствующие заявления направлены в краевую полицию и администрацию Приморья.
«Сорвав выполнение собственного контракта на строительство катамаранов к саммиту АТЭС, верфь намеренно препятствует реализации контракта на строительство третьего катамарана, который успешно реализовывался ООО «Пасифико Марин» и до сих пор имеет шансы быть сданным заказчику к началу саммита АТЭС», – говорится в заявлении «Пасифико Марин».
Напомним, к саммиту АТЭС должны быть построены три пассажирских катамарана вместимостью по 223 человека каждый. Стоимость одного такого судна – порядка 100 млн рублей.
Без отелей и без денег
Еще один скандал, разгорающийся в Приморье, связан со строительством двух пятизвездочных отелей, которые администрация края не успела сдать к международному форуму. Гостиницам Hyatt Regency City и Hyatt Regency Vladivostok спешно ищут хозяев.
Предполагалось, что после окончания строительства оба отеля будут принадлежать краю, а управлять ими станет международная гостиничная компания Hyatt. Однако, по данным российских СМИ, у краевой администрации нет права на занятие гостиничным бизнесом, а занимавшаяся строительством краевая компания ОАО «Наш дом – Приморье» управлять отелями может лишь до саммита.
На строительство гостиниц «разорился» региональный бюджет – из казны было выделено 7,5 млрд рублей. Теперь оба объекта рискуют попасть в частные руки за смехотворную цену.
Россия не так часто устраивает мероприятия международного уровня, и «набить руку» возможности не было
Чтобы предотвратить грандиозный скандал, краевые чиновники вынуждены искать обходные пути, которые каким-то образом позволят оставить отели в собственности края. В противном случае они будут проданы.
«Если говорить о продаже, то есть два пути. Продажа целиком ОАО «Наш дом – Приморье» на аукционе... Или выделение гостиниц в отдельную компанию и последующая продажа через аукцион», – пояснила журналистам гендиректор ОАО «Наш дом – Приморье» Марина Ломакина. По ее мнению, возможными покупателями отелей могут быть инвестиционные фонды, крупные компании и частные инвесторы.
«Узнал много нового и интересного, – написал в своем блоге после заседания экономического комитета, куда была приглашена Ломакина, депутат краевого парламента Артем Самсонов. – Гостиницы уже заложены в Сбербанке, где получен кредит 1,9 млрд рублей на их достройку. В первом квартале (2013 года – прим. ВЗГЛЯД) необходимо будет погасить первые 200 млн. Где будут взяты эти деньги, ясности пока нет, но было обещано, что не из краевого бюджета».
Еще раньше, в мае, обнаружились серьёзные повреждения у парома «Георг Отс» – плавучего отеля для гостей саммита АТЭС. При подъеме в док судно получило две пробоины. В августе приморские власти заявили о полном завершении ремонтных и отделочных работ по реконструкции парома. На это потратили 60 млн рублей из краевого бюджета.
«Золотой» мост не по ГОСТу
В начале августа был сдан в эксплуатацию вантовый мост через пролив Босфор Восточный, который связал город с островом Русский, где и пройдут основные встречи лидеров АТР. Движение по новому мосту еще 2 июля открыл премьер-министр Дмитрий Медведев, но уже на следующий день мост вновь закрыли на ремонт, который растянулся на месяц.
#{image=642632}В итоге 11 августа во Владивостоке открыли сразу два новых моста, возведенных к саммиту АТЭС, – через бухту Золотой Рог и Амурский залив. Но и здесь не обошлось без скандала. Накануне открытия в УГИБДД по Приморскому краю заявили, что по итогам проверки, проведенной 9 августа, мост признан не готовым к эксплуатации: дорожные развязки, которые примыкают к мосту через бухту Золотой Рог и низководной эстакаде «Де-Фриз – Седанка», якобы не соответствуют ГОСТу. Позднее полицейское начальство опровергло эту информацию и заявило, что сотрудник, разместивший на сайте краевого УГИБДД это сообщение, может быть уволен.
Мост через бухту Золотой Рог «прославился» после серьезного пожара в декабре 2011 года. Двумя годами раньше огонь на себе испытал другой вантовый мост.
Еще одна неприятная история связана с новой автотрассой «Седанка – Патрокл». Из федерального бюджета на возведение дороги, ведущей от аэропорта Владивостока к острову Русский, были потрачены немалые средства – 21 млрд рублей. Тем не менее, в середине июня участок трассы буквально смыло водой: 750 квадратных метров дороги просто рассыпались после сильного ливня. Тоннами грунта были завалены стоявшие ниже по склону гаражи.
После случившегося премьер-министр Дмитрий Медведев подверг строителей жесткой критике и потребовал взыскать с подрядчика «Тихоокеанская мостостроительная компания» ущерб и упущенную выгоду, не исключив возможности ее банкротства. За дело взялся Следственный комитет.
В числе минусов подготовки к саммиту сами жители края называют то, что новую скоростную трассу в аэропорт сделали без съездов в нужных районах. В непосредственной близости от трассы расположен не один населенный пункт, о чем, по-видимому, «забыли» те, кто готовит саммит. Главное, чтобы VIP-персоны быстро и с комфортом проехали.
Некоторые объекты саммита АТЭС будут доделываться уже после проведения мероприятия. В частности, срок сдачи Театра оперы и балета на мысе Чуркин, вышеназванных пятизвездочных отелей на Корабельной набережной в центре Владивостока и на мысе Бурный, а также концертно-спортивного комплекса «Фетисов-холл» перенесен на четвертый квартал 2012 года, сообщают «Известия». Прочие объекты считаются законченными, однако требуют доделки и дополнительных трат.
Опыта не хватило
В 2014 году Россия должна принять у себя зимнюю Олимпиаду, в 2018 году – мировое футбольное первенство, бюджеты которых сопоставимы с затратами на подготовку саммита первых лиц АТР. В этом смысле подготовка к международному форуму – дополнительный опыт.
«Недостаточный уровень подготовки к крупным мероприятиям обусловлен рядом факторов. Это и нередкие случаи коррупции, и надежда на извечный «авось», и практически полное отсутствие горизонтальных координаций между властными структурами: что такое «командная работа», в госструктурах практически не знают, и без тяжеловеса, который может вызвать на ковер любую из сторон, работа идет сложно», – комментирует управляющий директор «Инвесткафе» Иван Кабулаев.
Однако одной из главных проблем он называет именно отсутствие опыта. «Россия не так часто устраивает мероприятия международного уровня, и «набить руку» возможности не было», – отмечает Кабулаев.
Впрочем, есть и вполне удачные примеры подготовки к подобным мероприятиям – достаточно вспомнить «Евровидение» или финал Лиги Чемпионов, которые проходили в Москве. «Тогда, хоть и не все было гладко, мероприятия состоялись и прошли без особых эксцессов, – напоминает Кабулаев. – Кроме того, Россия регулярно устраивает Санкт-Петербургский и Сочинский форумы, и пока все проходило относительно достойно».
Нужно еще делать скидку, что Россия – не Англия или США. Нам еще предстоит сделать международного уровня дороги, достойные региональные аэропорты, поставить двуязычные указатели, обучить полицейских вежливости и иностранным языкам, убрать мусор и неправильно припаркованные автомобили и сделать многие другие вещи, которые являются обязательными для современных городов, резюмирует эксперт.