В первой половине текущего года россияне потратили на покупку легковых и легких коммерческих автомобилей 1,1 трлн рублей, что на 28% больше, чем в прошлом году, сообщает Reuters со ссылкой на аудиторскую компанию Ernst&Young.
В нашей стране хорошие автомобили стали относительно доступны лет 20 назад, а действительно доступны – последние лет семь
В количественном выражении авторынок за первое полугодие вырос на 14% и достиг 1,41 млн штук. За июнь 2012 года оборот российского авторынка увеличился на 27% до 216 млрд рублей. Средняя цена одного автомобиля в июне составляла 793,9 тыс. рублей, а по результатам шести месяцев – 789,7 тыс. рублей. До максимальной отметки в 809,2 тыс. рублей она поднималась в марте текущего года.
В целом за прошлый год, по данным Ernst&Young, россияне потратили на покупку автомобилей 1,9 трлн рублей, что в 1,5 раза превысило расходы за 2010 год.
«Свою роль здесь сыграли сразу несколько факторов, – комментирует статистику исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Во-первых, рынок вырос, во-вторых, сами автомобили стали дороже, в-третьих, премиум-сегмент продолжает расти быстрее рынка, растет и популярность внедорожников».
По словам эксперта, большим спросом пользуются «более дорогие машины».
Готовность россиян больше тратить на автомобили генеральный директор консалтингового агентства BigFish Татьяна Баскина объясняет «историческим голодом».
«В нашей стране хорошие автомобили стали относительно доступны лет 20 назад, а действительно доступны – последние лет семь, – отмечает она. – Соответственно, многие потребители еще просто «не насытились» и, если средства позволяют, меняют машины значительно чаще, чем, например, в Европе».
Когда подрастет поколение россиян, с рождения знакомых с качественной продукцией автопрома, возможно, динамика несколько изменится, считает Баскина.
Впрочем, более существенными факторами, повлиявшими на рост авторынка и спрос, она называет экономические причины. «Это и рост доходов, и развитие автокредитования, и открытие ведущими международными автопроизводителями заводов на территории России, что снижает стоимость машин и повышает их доступность. И, наконец, помощь государства отечественному автопрому – тоже фактор повышения спроса», – резюмирует Баскина.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, основным фактором, влияющим на спрос, остается уровень доходов населения, который, в свою очередь, зависит, в частности, от уровня безработицы.
«Например, из-за высокого уровня безработицы сейчас падают продажи в Европе, – говорит аналитик. – В России в 2011 году уровень безработицы сократился с 8% в начале года до 6,3% к концу. Кроме того, реальные денежные доходы населения выросли в прошлом году на 0,8%».
Помимо этого, российский рынок обладает большим потенциалом. «У нас на тысячу человек в среднем приходится 250 автомобилей. В Европе этот показатель составляет 500 автомобилей. Да и средний возраст автомобиля у нас на пять лет больше», – поясняет Шенк.
Такой потенциал в совокупности с увеличением доходов населения позволил существенно нарастить объемы продаж. Среди локальных стимуляторов спроса на автомобили аналитик называет программу по утилизации старых автомобилей в первой половине года, а также программу льготного кредитования. «Не стоит забывать и об опасениях населения по поводу новой волны кризиса, что может простимулировать к покупке товаров длительного пользования (в том числе автомобиля) вместо хранения средств», – резюмирует эксперт.
Впрочем, по-прежнему зачастую при покупке автомобиля россияне пользуются заемными средствами. По оценкам «Автостата», порядка 40–45% автомобилей продаются в кредит. «Это уже практически докризисный уровень», – отмечает Сергей Удалов.
В свою очередь Андрей Шенк напоминает, что объем автокредитов в денежном выражении в прошлом году составил около 400 млрд рублей. «Но эта цифра не учитывает те потребительские кредиты, которые брались под покупку автомобиля. Некоторые россияне предпочитают платить больший процент по кредиту, нежели покупать КАСКО, которое обязательно при автокредите», – говорит аналитик.