Из-за углубления рецессии и растущего уровня безработицы Испания может отказаться от проведения традиционной трехчасовой сиесты в связи с введением новых торговых правил в регионе, пишет газета The Telegraph.
Было бы лучше, если бы все было открыто. И лучше не только для туристов, но и для испанской экономики в целом
Испания вводит в этом месяце новые правила торговли, которые позволяют магазинам площадью более 300 квадратных метров работать дольше на 25%. По новым правилам, магазины смогут работать 90 часов в неделю вместо 72 часов ранее. Кроме того, ретейлерам будет разрешено работать не восемь, а 10 воскресений или государственных праздников в году.
Власти надеются, что ретейлеры станут торговать во время дневной сиесты, что позволит значительно увеличить продажи. В первом квартале розничные продажи в Испании снизились на 4,3% по сравнению с предыдущим периодом.
Мадрид лидирует среди городов, которые стараются либерализовать правила торговли, чтобы привлекать как можно больше туристов. Теперь в Мадриде все 75 тыс. магазинов могут работать в любое время, независимо от их площади. Местные власти одобряют новые условия для магазинов, так как они позволят создать около 20,5 тыс. рабочих мест в стране, где каждый четвертый житель является безработным. В то же время маленькие магазины выразили недовольство нововведениями, так как они опасаются, что покупатели предпочтут им крупные торговые центры.
Экономике Испании, которая находится в кризисе, рост розничных продаж необходим как никогда.
На самом деле в Испании официально отменили сиесту еще в 2005 году: перерыв на обед законом ограничили одним часом, но это только в официальных учреждениях. Власти хотели тем самым повысить производительность труда. Офисный планктон в Испании стал работать, как и вся Европа, до шести вечера, вместо 8-9 вечера, и с обеденным перерывом с 12 до 13 дня.
«Трехчасового обеда больше не существует, и по правде сказать, это делает тебя менее сонным, – говорит 34-летний сотрудник одного банка. – Сейчас у офисных работников обеденный перерыв длится в лучшем случае час, и многие, как правило, приходят на работу с едой в контейнерах». Однако частные торговые компании примеру государственных тогда не последовали, теперь для них пришлось устанавливать отдельные правила.
Впрочем, новых мер в Испании может быть недостаточно, чтобы компенсировать сокращающийся спрос в розничной торговле. Ситуация с торговлей ухудшается с каждым годом из-за кризиса в стране, в которой уже каждый четвертый не имеет работы. Оборот розничной торговли упал до 217 млрд евро, число обанкротившихся компаний выросло на 22% – до 2224 в первом квартале этого года по сравнению с прошлым годом, пишет Businessweek.
44-летня жительница Барселоны Фатима Родригес говорит Bloomberg, что сначала ей надо найти работу, чтобы позволить себе посещать магазины чаще. Ее бюджет в течение последних двух лет сократился вдвое, сейчас она получает 400 евро в месяц от государства. Теперь она беспокоится, что ей придется сократить свой бюджет еще больше. «Я пытаюсь найти работу, но это очень сложно сейчас. Просто не хватает денег», – говорит Родригес.
Однако новые правила торговли, безусловно, сделают Испанию более привлекательной для туристов, которые на протяжении долгих десятилетий испытывали разочарование при поиске магазинов, которые всегда были закрыты на трехчасовую послеобеденную сиесту. «Было бы лучше, если бы все было открыто. И лучше не только для туристов, но и для испанской экономики в целом», – говорит Bloomberg 20-летний студент Виктор Савиоли из Сан-Пауло.
Некоторые магазины в Испании получают до 50% своих доходов от иностранных туристов. Новые правила торговли позволят им дольше оставаться открытыми и больше заработать, говорит профессор бизнес-школы IESE в Барселоне Хосе Луис Нуено. «Большая гибкость рабочего графика даст реальный импульс розничной торговле, особенно это важно для тех магазинов, которые находятся на грани выживания, полагаясь на испанских покупателей», – считает Нуено. По его мнению, экономический кризис продолжает препятствовать росту потребления со стороны самих испанцев, поэтому торговые сети сами будут настаивать на еще большей либерализации правил торговли в надежде на кошельки туристов. «Это только начало», – считает он.
Только в 2011 году Испанию посетило 57 млн туристов, что составляет 10,2% от ВВП, передает Bloomberg. Из них 918 тыс. – это россияне (данные за 2011 год Института исследований в области туризма Испании).
Большинство россиян выбирают Испанию в качества места отдыха, и только 60 тыс. человек посещают страну в ходе экскурсионных поездок. Самые популярные у российских туристов регионы страны – Каталония, Андалусия, Канарские и Балеарские острова.
Турпоток из России в прошлом году вырос на целых 44%, что было обусловлено, в частности, выдачей многократных виз и увеличением частных программ из регионов, говорил посол Испании в РФ Луис Фелипе Фернандес де ла Пенья.
В среднем в 2011 году на поездку в Испанию россияне тратили 1424 евро, а ежедневно оставляли в руках испанцев по 147 евро. Ежедневные расходы россиян в Испании в прошлом году увеличились на целых 22%. Если испанские магазины будут открыты дольше, траты российских туристов могут еще вырасти.
В Италии и Греции, еще двух проблемных странах еврозоны, торговцы тоже любят поспать в течение нескольких часов после обеда. В Италии типичный рабочий день начинается в 9 утра, полуденная сиеста продолжается с 13 до 15 часов дня. Все магазины закрываются в 18–19 часов. Государственные учреждения закрываются вообще в 14 часов. А в августе устраиваются еще и «общенациональные отпуска», когда прекращают работать промышленные предприятия, органы власти и торговые центры. В Греции в длинный обеденный перерыв тоже практически невозможно найти открытый магазин или ресторан. В этом специфика южных европейских стран. Однако пока неизвестно, последует ли Италия и Греция примеру Испании.