Экономика

12 марта 2012, 14:45

ФАС разберется с завышением цен автодилерами

Фото: ИТАР-ТАСС

ФАС ведет разбирательство в отношении дистрибьюторов и автодилеров на предмет завышения цен на сервисное обслуживание автомобилей. По мнению антимонопольного ведомства, в этой отрасли создалась «нездоровая среда».

Федеральная антимонопольная служба намерена возбудить дела против автодилеров и дистрибьюторов некоторых марок автомобилей. Об этом сообщил замглавы ФАС Андрей Кашеваров в понедельник.

ФАС считает необоснованно высокими цены на ремонт и обслуживание автомобиля в течение срока гарантии

«Есть конкретные жалобы, есть нормы закона, независимо от диалога, если есть признаки нарушения законодательства, мы не можем находиться в состоянии диалога», – сказал Кашеваров, передает «Интерфакс».

Поводом для разбирательства послужили  высокие цены на сервисное обслуживание у автодилеров. Причем инициатором разбора полетов была не ФАС, а сами же автодилеры, которые осенью прошлого года пожаловались на дистрибьюторов, которые создали, по их мнению, кабальные условия для обеспечения гарантийного обслуживания автомобилей автодилерами. Соответствующее письмо с жалобами в ФАС направила Ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД), которая выступила от имени 200 автодилерских центров России.

Суть претензий РОАД сводится к тому, что дилерский договор с дистрибьюторами заключается лишь сроком на один год, что не учитывает срок окупаемости инвестиций. Дистрибьютор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке без объяснения причин и компенсаций, также он может изменить план поставки запчастей автомобилей, которые могут быть приобретены только у него или рекомендованных им поставщиков комплектующих. Причем дилер не может выкупить автозапчасти, если дистрибьютор расторгнул с ним договор в одностороннем порядке. Так как всю ответственность перед покупателями несут дилеры, а также именно на них лежит ответственность за соблюдение антимонопольного законодательства, автодилеры спровоцировали разбирательство ФАС с дистрибьюторами.

По словам вице-президента Ассоциации РОАД Алексея Лещенко, организация намерена бороться за внесение в действующие дилерские контракты изменений, устраняющих дискриминацию официальных дилеров. В частности, Ассоциация считает экономически обоснованным 6-летний срок действия дилерского договора (именно столько составляет средний срок окупаемости инвестиций, вложенных в строительство и организацию деятельности официального дилера), а также ликвидацию монополии дистрибьютора на приобретение дилером запасных частей и материалов для обслуживания автомобилей.

Чтобы разобраться, кто виноват, в октябре прошлого года ФАС приняла решение о создании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.

По итогам работы совета и исследованиям рынков ФАС заявила, что может возбудить дела как против дистрибьюторов, так и против дилеров автомобилей группы Volkswagen, Hyundai-Kia, Ford и Jaguar Land Rover.

ФАС настаивает на равных возможностях предоставления сервисных услуг компаниями, соблюдающими все технические нормативы.

«Мы предлагаем лишь создать равные условия для получения статуса авторизованного сервисного центра субъекту, не имеющему инфраструктуры продаж автомобилей, что создаст благоприятные условия для развития конкуренции на рынке гарантийного сервисного обслуживания», – уточнил начальник управления ФАС Максим Овчинников.

Регулятор, в частности, выступает против того, что автомобиль снимается с гарантии, если он обслуживается не у официального дилера.

«ФАС считает необоснованно высокими цены на ремонт и обслуживание автомобиля в течение срока гарантии. Как только заканчивается гарантия, по мнению ФАС, дилеры снижают цены на сервис. Но дело в том, что цены на ремонт, обслуживание и запасные части у официальных дилеров регулируются импортерами», – объяснила газете ВЗГЛЯД суть претензий ФАС к дилерам представитель РОАД Татьяна Сотникова.

По мнению ФАС, цены на сервисное обслуживание у дилера могут быть признаны монопольно высокими, если будет доказано, что в границах региона компания, обслуживающая конкретную марку автомобиля, занимает доминирующее положение на рынке.

В ходе разбирательства ФАС выявила, что дистрибьюторы действительно «создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним».

«В результате применения таких практик создается непрозрачная и нездоровая деловая среда, ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничивается конкуренция, – отмечает ФАС. – Негативным последствием подобного рода действий на рассматриваемых рынках является значительное завышение стоимости запасных частей, дилерского и сервисного обслуживания, а также снижение качества такого обслуживания».Чтобы распутать клубок противоречий, ФАС предлагает разделить продажи и сервисное обслуживание автомобилей с возможностью получения статуса официального дилера по продажам, по сервисному обслуживанию или универсального официального дилера. В этой инициативе ФАС апеллирует к опыту антимонопольного регулирования автодилерского бизнеса в ЕС, где продажи и сервис отделены друг от друга.

«Цель будущего нововведения, по заявлению представителей антимонопольной службы, – добиться снижения цен на обслуживание автомобилей во время гарантийного срока. Официальные дилеры, как считают в ФАС, создают сегодня монополию или ситуацию, близкую к монопольной, на рынке гарантийного обслуживания, ремонта автомобилей и продаж запасных частей. Следовательно, пользуются своим положением и злоупотребляют им при ценообразовании», – комментирует газете ВЗГЛЯД президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко.

Однако глава РОАД сомневается в том, что  независимые сервисы способны обеспечить качественное обслуживание и ремонт современного высокотехнологичного автомобиля.

«Конечно, это дело потребителя – ехать к дилеру или к «дяде Васе на яму». Но замечу, что согласно действующему у нас закону «О защите прав потребителей» вся ответственность за ремонт автомобиля в течение гарантийного срока лежит на официальном дилере, продавшем автомобиль. Почему дилеры должны нести ответственность за чью-то плохую работу? Как минимум требуется пересмотр действующих законов и регламентов», – комментирует Петренко.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

В ОАК назвали возможную причину пожара SSJ-100 Анталье
Темы дня

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

Парадоксальный белорусский эксперимент имеет значение и для России

Белоруссия подводит итоги парадоксального для текущих геополитических событий эксперимента. В то время, как западные соседи почти полностью закрыли границы с этой страной, Минск ввел безвизовый режим для граждан стран Евросоюза. Это не только принесло Белоруссии значительную финансовую выгоду, но и показало ее политические преимущества – а также пример, который мог бы быть интересен и для России.

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Против блогера Варламова возбуждено уголовное дело

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

Кадыров рассказал о ставшем кошмаром для ВСУ бойце-украинце

Глава Чечни Рамзан Кадыров похвалил отряд спецназа «Ахмат» под руководством украинца по прозвищу Хохол за успешные операции на фронте против Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Ростех сообщил о возможности создания боевых роботов

Госкорпорация «Ростех» заявила о способности превращать танки, БМП и БТР в дистанционно управляемые боевые роботы с помощью специальных комплексов.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Минобороны сообщило о поражении частей ВСУ под Харьковом

Украинские формирования в Харьковской области понесли значительные потери в последние сутки, сообщило Министерство обороны России в понедельник.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Правнучку Хрущева призвали проверить на шпионаж

Движение «Зов народа» обратилось в Генпрокуратуру и Минюст с просьбой проверить правнучку первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Нину Хрущеву на шпионаж.

Появились сообщения об ударе ракетами ATACMS по аэродрому в Курской области

Украинские военные якобы обстреляли ракетами ATACMS аэродром в Курской области, большую часть выпущенных ракет перехватили, сообщают Telegram-каналы.

Командир ВСУ признал отсутствие мотивации у украинских солдат

Командир взвода Национальной гвардии Украины Вячеслав Хоменко признал, что большинство его сослуживцев не имеют ни боевого опыта, ни желания участвовать в боевых действиях, о чем он рассказал в интервью изданию The Wall Street Journal.
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?