«Мы будем просить о законодательной инициативе в этом плане для того, чтобы было так: хочет абонент получать контент-услуги – пусть идет в салон и письменно это подтвердит, написав заявление», – заявил замглавы Роскомнадзора Олег Иванов.
Деньги, как правило, снимаются ночью по 10-20 рублей, абоненты этого часто не замечают
Если какая-либо платная дополнительная услуга будет подключена без ведома абонента, оператор должен будет возместить своему клиенту все убытки. По словам Олега Иванова, такие правила уже действуют во многих странах, например в Великобритании, сообщает ТАСС-Телеком.
По данным Роскомнадзора, количество жалоб от граждан на подключение различных мобильных сервисов без спроса после значительного спада, наблюдавшегося летом, вновь стало расти. Мошенники научились обходить ограничения, установленные операторами связи для защиты своих абонентов. «Деньги, как правило, снимаются ночью по 10–20 рублей, абоненты этого часто не замечают», – рассказал Олег Иванов.
Для воплощения в жизнь этого нововведения необходимо внести изменения в правила оказания услуг связи, добавил Олег Иванов. Кроме того, необходимо соответствующее постановление правительства. «Мы этот документ хотим сейчас обсудить с операторами, возможно, пригласим представителей законодательной власти», – сказал Иванов. Обсуждение, по его словам, планируется провести уже в декабре.
Проблемой мошеннического подключения абонентам дополнительных услуг занялась и Федеральная антимонопольная служба. Ведомство рассматривает дело в отношении операторов «Мегафон», МТС и «Вымпелком» по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции» при оказании абонентам услуги по обеспечению доступа к информационно-справочным и развлекательным сервисам контент-провайдеров. ФАС попросила абонентов предоставлять всю информацию о подобных нарушениях.
В первую очередь ведомство собирает информацию о «нежелательных» SMS с коротких номеров. Интересует ФАС и переписка абонентов с сервисными службами операторов или контент-провайдеров по вопросу списания средств со счета. В случае неблагоприятного исхода разбирательства для «большой тройки» операторам придется заплатить штраф в размере 1–1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов за весь период нарушения.
Контент-провайдеры – это самостоятельные юридические лица. Они предоставляют развлекательные и справочно-информационные услуги, в том числе картинки, мелодии и игры, справочную или иную информацию, а также проводят викторины и розыгрыши.
Для доступа к абонентам контент-провайдеры получают специальные сервисные номера (короткие – от четырех до шести цифр), которые им «назначают» операторы связи. Причем и те, и другие предоставляют услуги совместно.
Операторы несут ответственность за организацию доступа и передачу запроса абонента в виде SMS, MMS, USSD или голосового вызова. Контент-провайдер отвечает за содержание и качество сервисов и контента, а также за их соответствие нормам действующего законодательства.
С мошенниками борются и сами мобильные операторы. Специалисты «Мегафона» в первом полугодии 2012 года обработали более 100 тыс. обращений о фактах мобильного мошенничества. В 2011 году в компании внедрили новую процедуру возврата средств пострадавшим от мошенничества с короткими номерами.
«Вымпелком» в борьбе с контент-мошенничеством теперь ограничивает уровни тарификации по подпискам до 20 рублей в сутки, а также информирует абонентов посредством SMS-сообщений о стоимости услуги еще до активации подписки. МТС запустил сервис, информирующий абонентов о стоимости доступа к контент-услугам, в том числе с помощью SMS.
По мнению аналитика AForex Нарека Авакяна, сотовые операторы, скорее всего, с пониманием отнесутся к инициативе Роскомнадзора. «Помешать их бизнесу это никак не сможет, поскольку эта мера направлена на борьбу с внешними мошенниками, и в некотором плане для «большой тройки» это даже выгодно, поскольку государство будет вести борьбу с потенциальными для них мошенниками. Кроме того, это могло бы значительно повысить прозрачность их бизнеса в глазах абонентов и сделать отношения с ними более доверительными, что существенно улучшило бы имидж компаний и даже, возможно, позволило бы проводить успешные крупные экспансии на зарубежных рынках», – объяснил эксперт.
Аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков полагает, что операторы в итоге предложат некий компромиссный вариант для подключения дополнительных услуг, возможно, подразумевающий создание аккаунта пользователя специальный веб-интерфейс, а также более сложные меры защиты от мошенников. «Однако даже если инициатива Роскомнадзора будет одобрена, то у операторов есть довольно широкая сеть салонов, через которую будет возможно реализовать требования регулятора. Операторы практикуют возврат денег своим клиентам уже сейчас», – отметил эксперт.
«Многие абоненты пробуют те или иные сервисы, и если их что-то не устраивает, они их отключают. И ездить каждый раз для подключения/отключения услуги будет сложно. Для этого операторы внедряют мобильные сервисы, когда клиент сам может в «личном кабинете» подключить или отключить тот или иной набор услуг. Но это не очень надежный способ. В этом случае из двух зол следует выбрать меньшее – усложнение процедуры путем подачи письменных заявок», – считает председатель коллегии адвокатов компании «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе.