В пятницу Болгария заявила, что ей невыгодно строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис» на ее территории. Об этом заявил в интервью болгарскому телеканалу БТВ премьер-министр страны Бойко Борисов, передает «Интерфакс».
#{smallinfographicleft=457416}«Мы видим, насколько невыгоден этот проект для Болгарии. За 30 млн долларов мы получаем большой экологический риск. Поэтому мы его в первый же день зачеркнули», – сказал Бойко Борисов. То есть, по его мнению, игра не стоит свеч. Эксперты ранее приводили данные, что страна сможет получать от эксплуатации нефтепровода от 30 млн долларов ежегодно.
Стоит отметить, что Бойко Борисов беспокоится об экологии страны неспроста, поскольку основной статьей доходов бюджета является туризм. Так, например, только за 9 месяцев 2009 года Болгария заработала на туристах 2,3 млрд евро. Кроме того, правительство Болгарии приняло Национальную стратегию устойчивого развития туризма в стране на 2009–2013 годы. В соответствии с планами, к 2013 году доходы от туризма увеличатся до 7,9 млрд евро. Если экология страны пошатнется, то Болгария рискует потерять туристов.
Заявление Бойко поступило после того, как Россия пригрозила построить нефтепровод в обход Болгарии. Об этом заявил в середине июля глава Транснефти Николай Токарев.
Это решение связано с тем, что ранее Транснефть получила от болгарской стороны уведомление о необходимости доработки оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОС) проекта строительства нефтепровода в течение двух месяцев. Причем это уже не первая отсрочка болгарской стороны по подготовке заключения ОВОС на «Бургас – Александруполис».
Николай Токарев назвал его совершенно надуманным. «Просто уже смешные предлоги, которые, честно говоря, невозможно рассматривать, потому что они на грани оскорбления», – отметил глава Транснефти.
Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас – Александруполис». Трубопровод длиной около 300 километров должен был обеспечить транспортировку 35 млн тонн нефти в год в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Стоимость строительства оценивалась ранее в сумму около 1 млрд евро.
Для реализации проекта стороны 6 февраля 2008 года зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%.
После прихода к власти в Болгарии премьер-министра Бойко Борисова страна резко изменила свое отношение к проекту. Бойко Борисов неоднократно заявлял о нежелании Болгарии участвовать в проекте. В качестве мотивов назывались опасения относительно экологической безопасности проекта.
В течение 2010 года болгарская сторона не проявляла активности в отношении «Бургас – Александруполис» и не вносила обязательные платежи. Власти Болгарии объясняли это тем, что еще не приняли окончательного решения по проекту.
Ожидалось, что Болгария примет окончательное решение в феврале 2011 года после оценки ОВОС. Позднее заключение по ОВОС ожидалось 28 марта. Затем Болгария снова перенесла ОВОС на два месяца.
При этом у Болгарии увеличивается задолженность по платежам в рамках проекта. Так, в срок до 20 марта Болгария не выплатила задолженность в сумме 7,3 млн евро. Транснефть заявляла, что имеющихся средств на текущие работы по проекту хватит до июня.
В середине января текущего года Николай Токарев сообщил, что практические работы по проекту «Бургас – Александруполис» не ведутся. При этом он подчеркнул, что «партнеры все-таки договорились, что Болгария в любом случае компенсирует расходы другим участникам – российской и греческой стороне».
Казалось бы, Болгария могла бы давным-давно официально отказаться от проекта, а не придумывать каждый раз новые отговорки. «Болгария не хочет официально отказываться от проекта, потому что тогда ей придется выплачивать неустойку российской стороне за провал «Бургас – Александруполис», – говорит старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Вместе с тем эксперт выразил надежду, что ситуация может кардинальным образом измениться после президентских выборов, которые пройдут в октябре 2011 года.