В ближайшее десятилетие Россия готова потратить 8,4 трлн рублей на дорожное строительство, заявил премьер-министр Владимир Путин в понедельник в Твери на совещании по повышению эффективности строительства и эксплуатации автодорог. Эта сумма будет аккумулирована в федеральном и региональных дорожных фондах за счет перекладывания в них части бюджета на финансирование дорожной деятельности.
Объемы дорожного строительства в ближайшие десять лет увеличатся в два раза
Почти половина из 8,4 трлн рублей – 4,5 трлн рублей – получит Федеральный дорожный фонд. Из них 2,7 трлн рублей будут направлены на строительство и реконструкцию дорог, остальные 1,8 трлн рублей – на ремонт и содержание федеральных трасс. Объем региональных фондов составит 3,9 трлн рублей. В 2011 году за счет федеральных и региональных средств на дорожные работы выделено 700 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2010 году.
Если учесть, что в 2002–2010 годах на строительство, реконструкцию и содержание дорог было выделено 2,7 трлн рублей, то объем инвестиций на ближайшее десятилетие планируется увеличить более чем в три раза. При этом объемы дорожного строительства в ближайшие десять лет, как заявил Путин, вырастут в два раза. По его словам, «это непростая задача», однако «имеющиеся финансовые ресурсы позволяют» рассчитывать на двукратное увеличение.
Так, в 2002–2010 годах было построено порядка 25 тыс. километров федеральных и региональных автодорог. Получается, что до 2020 года власти рассчитывают построить порядка 50 тыс. километров дорог. По словам Путина, только в рамках федеральных проектов, без учета региональных программ, будет построено 18 тыс. километров дорог к 2020 году.
Искоренить психологию «временщиков»
Впрочем, по оценке Путина, указанных источников недостаточно для решения всех имеющихся проблем, поэтому следует активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, в первую очередь концессионные схемы.
При строительстве дорог планируется переходить на так называемые «контракты жизненного цикла». Как пояснил глава правительства, речь идет о внедрении долгосрочных договоров на строительство и последующую эксплуатацию дорог сроком на 10–30 лет. Подрядчик за счет собственных и привлеченных средств сначала прокладывает дорогу, а потом полностью отвечает за ее содержание. В свою очередь государство оплачивает работу подрядчика равными платежами или в течение периода действия договора.
«Это должно искоренить психологию временщиков, потому что в таком случае самим компаниям будет выгодно строить добротно и долговечно», – цитирует Путина «Интерфакс».
При этом государство должно обеспечить объективный контроль за строительством и эксплуатацией дорог подрядчиками. В связи с этим Путин поручил Минтрансу «внести предложения по организации комплексного мониторинга автомобильных дорог, в том числе с использованием возможностей системы ГЛОНАСС».
Что касается платных участков дорог, то Путин в очередной раз подчеркнул, что они могут появляться только там, где есть альтернативные маршруты.
Круги ада
Владимир Путин затронул больную тему при строительстве дорог – цены и качество. Цена километра строительства дороги порой зашкаливает, зато качество оставляет желать лучшего.
В конце прошлого года, к примеру, столичные власти даже заморозили строительство Четвертого транспортного кольца в связи с неоправданно высокой стоимостью строительства. Так, один километр строительства этой дороги стоил 7 млрд рублей, а весь проект – 0,5 трлн рублей.
В будущем десятилетии, уверяет Путин, будут строиться дороги совершенно другого класса с современными развязками, увеличенной пропускной способностью и большим количеством полос.
Надо внедрить современные принципы организации строительства и содержания дорог: «Чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам», – считает глава правительства.
Путин предложил создать «банк типовых проектных решений»: «Приобрел готовую документацию, привязал к местности – и можно начинать строить». Кроме того, что это позволит ускорить появление новых дорог, отмечает премьер, такие механизмы позволят сформировать прочную систему ценообразования и стандартов качества строительства дорог.
Надо, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам
По словам премьера, многие нормы и требования в сфере дорожного строительства давно устарели и, по сути, лишь тормозят начало прокладки новых дорог. «Что у нас получается: хочешь использовать современные материалы – начинай с хождения по инстанциям, которые превращаются в круги ада, замучаешься согласовывать проект», – возмущается Путин.
Он предложил активизировать процесс принятия техрегламентов, используя, где возможно, зарубежные аналоги. Путин решил также передать полномочия по разработке СНИПов и ГОСТов по строительству дорог от Министерства регионального развития в Минтранс. «Давайте отрегулируем таким образом: Минтранс разрабатывает, а Минрегион утверждает», – заявил премьер.
После того как в ходе совещания гендиректор компании «Сибмост», строящей мост через Обь, Альберт Кошкин пожаловался премьеру на бесконтрольный рост цен на стройматерилы, Путин дал указание ФАС проверить обоснованность роста цен на стройматериалы по всей России. «Цены на битум – понятно, что вызваны ростом цен на мировом рынке, но здравый смысл должен быть, и ценообразование должно исходить из внутренней конъюнктуры», – сказал на это Путин.
Расчистить дорогу для своих
Путин поднял на совещании проблему демпинга со стороны иностранных производителей дорожно-строительной техники, которые являются прямыми конкурентами российских «КамАЗа» и группы «ГАЗ». Он потребовал от вице-премьера Сергея Иванова разработать антидемпинговые меры.
«Нельзя допускать, чтобы на внутреннем рынке кто-то, тем более иностранный производитель, демпинговал. Да, здоровая конкуренция не только возможна, но и нужна, но демпинг недопустим», – считает премьер.
В связи с масштабными планами дорожного строительства государство формирует серьезный спрос на дорожно-строительную технику, и российские компании должны быть к этому готовы, предупредил премьер. Путин слегка пожурил и отечественных машиностроителей. Недвусмысленно премьер намекнул, что у российских компаний устаревшие и неэффективные машины.
«Чтобы быть настоящими хозяевами на собственном российском рынке, нашим заводам нужно обновлять линейку продукции, активнее заниматься модернизацией своих производств, внедрением высокотехнологичных решений и стандартов», – советует премьер российским производителям дорожно-строительной техники.
Впрочем, сами автоконцерны, судя по всему, понимают, что их ждет «золотая жила». Так, в понедельник «Русские машины» Олега Дерипаски (куда входит группа «ГАЗ») подписали соглашения о создании двух СП по производству дорожной строительной техники с объемом инвестиций более 70 млн долларов. Так, группа «ГАЗ» создаст СП с американской Terex. В планах выпуск более 20 моделей строительно-дорожной техники под американским брендом объемом 2000–5000 машин в год. Второе СП «Русские машины» создают в Твери с немецкой Fritzmeier по выпуску около 20 тыс. кабин для дорожно-строительной и спецтехники. Оба проекта начнут работу в 2012 году.