Экономика

30 мая 2011, 19:40

Путин рассказал о масштабном строительстве дорог

Премьер Владимир Путин рассказал о планах масштабного дорожного строительства и реконструкции на ближайшее десятилетие. Надо повысить качество и снизить цены на километр дороги, а также избавиться от психологии «временщика», подписывая с подрядчиками долгосрочные контракты, считает глава правительства.

В ближайшее десятилетие Россия готова потратить 8,4 трлн рублей на дорожное строительство, заявил премьер-министр Владимир Путин в понедельник в Твери на совещании по повышению эффективности строительства и эксплуатации автодорог. Эта сумма будет аккумулирована в федеральном и региональных дорожных фондах за счет перекладывания в них части бюджета на финансирование дорожной деятельности.

Объемы дорожного строительства в ближайшие десять лет увеличатся в два раза

Почти половина из 8,4 трлн рублей – 4,5 трлн рублей – получит Федеральный дорожный фонд. Из них 2,7 трлн рублей будут направлены на строительство и реконструкцию дорог, остальные 1,8 трлн рублей – на ремонт и содержание федеральных трасс. Объем региональных фондов составит 3,9 трлн рублей. В 2011 году за счет федеральных и региональных средств на дорожные работы выделено 700 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2010 году.

Если учесть, что в 2002–2010 годах на строительство, реконструкцию и содержание дорог было выделено 2,7 трлн рублей, то объем инвестиций на ближайшее десятилетие планируется увеличить более чем в три раза. При этом объемы дорожного строительства в ближайшие десять лет, как заявил Путин, вырастут в два раза. По его словам, «это непростая задача», однако «имеющиеся финансовые ресурсы позволяют» рассчитывать на двукратное увеличение.

Так, в 2002–2010 годах было построено порядка 25 тыс. километров федеральных и региональных автодорог. Получается, что до 2020 года власти рассчитывают построить порядка 50 тыс. километров дорог. По словам Путина, только в рамках федеральных проектов, без учета региональных программ, будет построено 18 тыс. километров дорог к 2020 году.

Искоренить психологию «временщиков»

Впрочем, по оценке Путина, указанных источников недостаточно для решения всех имеющихся проблем, поэтому следует активно использовать механизмы государственно-частного партнерства, в первую очередь концессионные схемы.

При строительстве дорог планируется переходить на так называемые «контракты жизненного цикла». Как пояснил глава правительства, речь идет о внедрении долгосрочных договоров на строительство и последующую эксплуатацию дорог сроком на 10–30 лет. Подрядчик за счет собственных и привлеченных средств сначала прокладывает дорогу, а потом полностью отвечает за ее содержание. В свою очередь государство оплачивает работу подрядчика равными платежами или в течение периода действия договора.

«Это должно искоренить психологию временщиков, потому что в таком случае самим компаниям будет выгодно строить добротно и долговечно», – цитирует Путина «Интерфакс».

При этом государство должно обеспечить объективный контроль за строительством и эксплуатацией дорог подрядчиками. В связи с этим Путин поручил Минтрансу «внести предложения по организации комплексного мониторинга автомобильных дорог, в том числе с использованием возможностей системы ГЛОНАСС».

Что касается платных участков дорог, то Путин в очередной раз подчеркнул, что они могут появляться только там, где есть альтернативные маршруты.

Круги ада

Владимир Путин затронул больную тему при строительстве дорог – цены и качество. Цена километра строительства дороги порой зашкаливает, зато качество оставляет желать лучшего.

В конце прошлого года, к примеру, столичные власти даже заморозили строительство Четвертого транспортного кольца в связи с неоправданно высокой стоимостью строительства. Так, один километр строительства этой дороги стоил 7 млрд рублей, а весь проект – 0,5 трлн рублей.

В будущем десятилетии, уверяет Путин, будут строиться дороги совершенно другого класса с современными развязками, увеличенной пропускной способностью и большим количеством полос.

Надо внедрить современные принципы организации строительства и содержания дорог: «Чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам», – считает глава правительства.

Путин предложил создать «банк типовых проектных решений»: «Приобрел готовую документацию, привязал к местности – и можно начинать строить». Кроме того, что это позволит ускорить появление новых дорог, отмечает премьер, такие механизмы позволят сформировать прочную систему ценообразования и стандартов качества строительства дорог.

Надо, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам

По словам премьера, многие нормы и требования в сфере дорожного строительства давно устарели и, по сути, лишь тормозят начало прокладки новых дорог. «Что у нас получается: хочешь использовать современные материалы – начинай с хождения по инстанциям, которые превращаются в круги ада, замучаешься согласовывать проект», – возмущается Путин.

Он предложил активизировать процесс принятия техрегламентов, используя, где возможно, зарубежные аналоги. Путин решил также передать полномочия по разработке СНИПов и ГОСТов по строительству дорог от Министерства регионального развития в Минтранс.  «Давайте отрегулируем таким образом: Минтранс разрабатывает, а Минрегион утверждает», – заявил премьер.

После того как в ходе совещания гендиректор компании «Сибмост», строящей мост через Обь, Альберт Кошкин пожаловался премьеру на бесконтрольный рост цен на стройматерилы, Путин дал указание ФАС проверить обоснованность роста цен на стройматериалы по всей России. «Цены на битум – понятно, что вызваны ростом цен на мировом рынке, но здравый смысл должен быть, и ценообразование должно исходить из внутренней конъюнктуры», – сказал на это Путин.

Расчистить дорогу для своих

Путин поднял на совещании проблему демпинга со стороны иностранных производителей дорожно-строительной техники, которые являются прямыми конкурентами российских «КамАЗа» и группы «ГАЗ».  Он потребовал от вице-премьера Сергея Иванова разработать антидемпинговые меры.

«Нельзя допускать, чтобы на внутреннем рынке кто-то, тем более иностранный производитель, демпинговал. Да, здоровая конкуренция не только возможна, но и нужна, но демпинг недопустим»,  – считает премьер.

В связи с масштабными планами дорожного строительства государство формирует серьезный спрос на дорожно-строительную технику, и российские компании должны быть к этому готовы, предупредил премьер. Путин слегка пожурил и отечественных машиностроителей. Недвусмысленно премьер намекнул, что у российских компаний устаревшие и неэффективные машины.

«Чтобы быть настоящими хозяевами на собственном российском рынке, нашим заводам нужно обновлять линейку продукции, активнее заниматься модернизацией своих производств, внедрением высокотехнологичных решений и стандартов», – советует премьер российским производителям дорожно-строительной техники.

Впрочем, сами автоконцерны, судя по всему, понимают, что их ждет «золотая жила». Так, в понедельник «Русские машины» Олега Дерипаски (куда входит группа «ГАЗ») подписали соглашения о создании двух СП по производству дорожной строительной техники с объемом инвестиций более 70 млн долларов. Так, группа «ГАЗ» создаст СП с американской Terex. В планах выпуск более 20 моделей строительно-дорожной техники под американским брендом объемом 2000–5000 машин в год. Второе СП «Русские машины» создают в Твери с немецкой Fritzmeier по выпуску около 20 тыс. кабин для дорожно-строительной и спецтехники. Оба проекта начнут работу в 2012 году.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?