Президент Белоруссии Александр Лукашенко верит, что стабилизация ситуации на рынке наличной валюты произойдет после повышения 1 июля этого года таможенных пошлин на ввозимые автомобили.
Напомним, что в рамках Таможенного союза с Россией и Казахстаном Белоруссия повышает пошлины на импортные автомобили с 1 июля 2011 года. На каком уровне будут новые пошлины, пока не определено. По предварительным данным, они будут подняты до уровня российских пошлин, это значит, что они вырастут в 6–8 раз.
Все пройдет, но люди не предъявят нам претензий, что мы закрыли им возможность купить то, что они хотят
На фоне ожидания повышения в стране начался бум на иномарки. В первые месяцы года продажи подержанных иномарок выросли в разы по сравнению с прошлым годом. В Белоруссию хлынули потоки иномарок. Только с начала года в страну было ввезено не менее 200 тыс. иномарок. Ежедневно только на одном пункте пропуска Бенякони оформляется до 100 автомобилей, сообщает специализированный портал rul.by.
«Количество покупок-продаж автомобилей выросло на десятки процентов, дороги к авторынкам превратились в сплошной затор, а трассы в выходные больше похожи на передвижной авторынок... Многие белорусы покупают авто впрок, в надежде в мае-июне продать с прибылью», – передает портал.
Лукашенко считает, что именно бум на покупку автомобилей подстегнул проблемы на валютном рынке. «Нас очень сильно подкосил ажиотаж с автомобилями. Мы посмотрели, там больше миллиарда (долларов – прим. ВЗГЛЯД). Были даже предложения сейчас ввести эту пошлину, не дожидаясь (1 июля – прим. ВЗГЛЯД), чтобы погасить этот ажиотаж. Но это удар по людям. Зачем своих людей давить. Выдержим мы это. Пускай люди купят себе машину, какую хотят, заменят, если надо. Не можем же мы человека удавить из-за этой валюты», – сказал Лукашенко, которого цитирует БелТА.По его словам, «валюта есть – иди покупай, продавай (автомобиль – прим. ВЗГЛЯД). Нет валюты – из закромов мы больше брать не будем». «Золотовалютные резервы – это святое, мы должны их пополнять», – сказал президент.
По его словам, со временем все стабилизируется «и еще будут просить белорусские рубли». «Хотят люди купить, ну что поделаешь. Поэтому я Национальному банку сказал и правительству, что ни в коем случае наступать на людей нельзя. Пускай люди реализуют свои желания. Начальники ездят на машинах, может быть, им и не надо, а человеку надо», – говорит Лукашенко.
Глава белорусского государства успокаивает граждан. «Надо спокойно относиться. Да, был какой-то ажиотаж. Сейчас он гораздо меньше, пошло на спад. Все пройдет, но люди не предъявят нам претензий, что мы закрыли им возможность купить то, что они хотят», – отметил президент.
Из-за недоверия к национальной валюте и резкого роста торгового дефицита в Белоруссии осенью прошлого года начался ажиотажный спрос на валюту: белорусы хлынули в банки и обменники за долларами и евро. Все это привело к тому, что в середине марта в стране разгорелся валютный кризис. Президент пытается успокоить население Белоруссии. Для этого ему, возможно, и не надо апеллировать сложными макроэкономическими понятиями, считает аналитик УК «Капиталъ» Федор Наумов. По его мнению, Белоруссия оказалась не в такой патовой ситуации: «Глобальная экономика чувствует себя хорошо, и оказаться в кризисной ситуации в такое время намного лучше, чем оказаться в кризисе вместе со всеми. Сейчас есть и спрос на продукцию, и в долг будут готовы дать».
Кроме того, добавляет эксперт, есть фактор России – союзного государства. «Россия, скорее всего, не упустит шанса воспользоваться, чтобы обозначить свою политическую позицию, и поможет Белоруссии в обмен на какие-то уступки, как это было с Украиной, к примеру», – говорит Федор Наумов. Поэтому не стоит ждать от Белоруссии банкротств и дефолтов, скорее всего, все достаточно мирно разрешится, считает эксперт. Нацбанк Белоруссии ввел с 1 апреля новые правила работы валютного рынка и не собирается их менять в ближайшие 20–30 дней, ожидая поступления кредита из России на 1 млрд долларов.
С 1 апреля Нацбанк увеличил коридор обмена валюты на внебиржевом рынке до 10%, тогда как ранее операции осуществлялись в коридоре 0–2%. Нацбанк прекратил продажу валюты коммерческим банкам для перепродажи населению. Валюта будет продаваться в первую очередь для закупок медикаментов, оплаты энергоносителей и погашения валютных кредитов.
Нацбанк также повысил ставки рефинансирования на 1,5 процентного пункта (до 12% годовых) и на 2 процентных пункта – ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности (до 18% годовых), ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности (до 16,5% годовых) и двусторонним сделкам СВОП (до 17% годовых).
С 1 апреля Нацбанк также ввел лимиты на покупку иностранной валюты на бирже и увеличил нормативы обязательных резервов под привлеченные средства в инвалюте с 6% до 9%.
Во вторник стало известно, что власти Белоруссии готовы расширить коридор колебаний курса национальной валюты до 10–12% с 8%, запланированных на 2011 год, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в органах госуправления.
За две недели белорусский рубль девальвировался на 17%, а в сравнении с официальным курсом белорусского Нацбанка – на 44%
По его словам, это обозначено в проекте программы реформ, подготовленных для привлечения российского стабкредита на 1 млрд долларов. По мнению собеседника агентства, с учетом фактического снижения белорусского рубля к корзине валют за первый квартал более чем на 6,5% это позволит в течение года поддерживать плавное снижение курса нацвалюты.
В результате реформ Нацбанка рынок наличной валюты Белоруссии оказался фактически замороженным: в обменниках валюты нет, большинство белорусских банков ввели ограничения на снятие наличных долларов и евро с банковских карт и возможность пополнения в рублях валютных счетов.
Так, Дельта Банк снизил до 100 долларов лимит по операциям для карточек Visa Electron, до 300 долларов – для Visa Classic, до 500 долларов – для Visa Gold. Выдача потребительских кредитов либо заморожена, либо серьезно увеличены сроки рассмотрения заявок, передает специализированный сайт infobank.by.
Некоторые банки, по информации infobank.by, ввели высокий курс белорусского рубля или вообще прекратили продажу валюты. Так, латвийский банк Rietumu Banka выставил новый курс для белорусского рубля по безналу на уровне 4400 рублей за доллар и 6316 за евро. Буквально 22 марта в этом банке можно было купить доллар за 3750 белорусских рублей. Таким образом, за две недели белорусский рубль упал на 17%, а в сравнении с официальным курсом белорусского Нацбанка – на 44%. В SEB bank курс конвертации – почти 5 тыс. рублей за доллар и около 7 тыс. рублей за евро. Впрочем, в банк никто не обращается с рублями. «Ситуация такова, что если бы к нам и обратились, мы бы вряд ли помогли. Потому что банку сейчас самому сложно сделать некую конвертацию с белорусскими рублями на межбанковском рынке. Если у частных лиц есть необходимость поменять небольшие суммы, например, до тысячи долларов, мы можем это сделать. Сейчас курс хуже, чем месяц назад. Сейчас мы не можем никуда реализовать рубли», – цитирует представителя банка infobank.by. Еще два крупных латвийских банка, по данным информагентства, – DNBnord и Citedele – белорусские рубли вообще не конвертируют.Валютный кризис остановил работу автодилеров: часть компаний просто не имеет валюты для оплаты поставляемых машин, другие просто не знают, по какому курсу продавать машины. Такая ситуация наблюдается уже вторую неделю, передает infobank.by. Некоторые, правда, продают машины, но по курсу существенно выше официального. Так, в салоне Mitsubishi можно купить машину по курсу 3800 рублей за доллар. Официальный курс – 3050 рублей. Некоторые дилеры устанавливают курс Нацбанка плюс 10%.
Кризис на валютном рынке в Белоруссии вызвал рост цен на импортные товары на 12–15%, породил появление «черного» рынка, провоцируя неожиданные перебои с теми или иными товарами, передавало Reuters на прошлой неделе. Оптовые компании просто бояться завозить товар из-за ожидания девальвации рубля. Хотя продажи бытовой техники и электроники выросли, так как белорусы ожидают еще большего роста цен на них в ближайшее время.
Белнефтехим второй раз за месяц поднял цены на бензин – с 31 марта на 10%. С начала года они выросли от 13 до 28%, передает rul.by. Накануне появления информации об этом на заправках появились длинные очереди.
Белорусский метрополитен в преддверии 20% повышения стоимости проезда ввел лимит на покупку жетонов – не более двух жетонов каждому пассажиру.
Недоверие к рублю, дефицит валюты и всевозможные ограничения привели к тому, что в марте белорусы активно начали скупать золото. Золотовалютные резервы Нацбанка стали истощаться. В марте белорусы купили у Нацбанка 470 кг золота против 209 кг, купленных за два последних месяца. Самым большим спросом пользуются десятиграммовые золотые слитки. Население приобрело также 184 бриллианта в марте по сравнению с 263 бриллиантами, купленными в январе-феврале.
Во вторник Нацбанк продавал 1 грамм золота за 57 долларов, а покупал за 50 долларов. В Нацбанке уверяют, что дефицит золота и драгметаллов, в отличие от дефицита валюты, Белоруссии пока не грозит.