«Нужно вырабатывать новые подходы»
Французская GDF Suez обсуждает с Газпромом изменение условий долгосрочных контрактов на поставку российского газа. Об этом в понедельник сообщил начальник департамента внешнеэкономической деятельности Газпрома Станислав Цыганков, передает «Интерфакс».
Они нам говорят, что ситуация на рынке изменилась кардинально, что все, что имелось - устарело
«С Францией обсуждаем механизмы ценообразования и общие принципы поставок. Они нам говорят, что ситуация на рынке изменилась кардинально, что все, что имелось, устарело, и нужно вырабатывать новые подходы», – сказал управленец Газпрома, подчеркнув, что российская компания согласна с тем, что рынок газа на сегодняшний день изменился.
Ранее о пересмотре контрактов говорил и президент Gaz de France Жан-Франсуа Сирелли. Выступая на конференции «Энергетический диалог: Россия – Европейский союз. Газовый аспект» в Берлине, Сирелли уверял, что долгосрочные контракты приобретают все меньшее значение. «Необходимо адаптировать ситуацию, и, чтобы преодолеть возникающие сложности, мы должны пересмотреть свою политику в области заключения контрактов», – цитирует главу французской компании ИТАР-ТАСС.
Глобальная тенденция
Стремление пересмотреть долгосрочные контракты с Газпромом – это не отдельная инициатива GDF Suez в частности и Франции в целом. Подобное намерение сейчас можно назвать одной из основных тенденций на газовом рынке Европы.
Достаточно сказать, что еще в 2009 году сразу несколько крупных европейских компаний потребовали, чтобы Газпром отреагировал на изменение рыночной конъюнктуры. Дело в том, что основную часть газа российский монополист продает в Европу как раз по долгосрочным контрактам, в которых цена газа привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6–9 месяцев.
Но сейчас на рынке сжиженного природного газа (СПГ) возник переизбыток сырья, что было спровоцировано развитием добычи сланцевого газа в США. Это привело к тому, что спотовые цены на СПГ значительно снизились и долгосрочные контракты с Газпромом оказались невыгодными европейским покупателям.
Партнеры хотят сэкономить
В частности, снизить цены и смягчить условия контрактов потребовали от Газпрома такие энергетические «тяжеловесы» Европы, как германские E. On, Wingas и RWE, турецкая Botas, итальянская Eni, австрийская EconGas, а также финская Gasum. В итоге, как сообщали «Ведомости», как минимум пять клиентов добились уступок от российской монополии (официально об этом объявлено не было).
Так, германская Wingas (СП «Газпрома» и BASF) добилась, по данным «Интерфакса», снижения базовой цены. Eni – снижения обязательств по принципу «бери или плати» (данные сотрудника Газпрома). Botas – прощения штрафа за невыборку на 160 млн долларов и 6,5-процентной скидки (данные газеты Haber Turk).
Российская монополия до поры до времени делала хорошую мину при плохой игре. В частности, глава «Газпром экспорта» Александр Медведев заявлял, что у некоторых компаний возникли проблемы с закупкой, однако он ожидает, что европейские партнеры Газпрома все равно закупят полные объемы газа, как того требуют контракты.
#{smallinfographicleft=266262}Формально свою приверженность прежним соглашениям подтвердили и партнеры Газпрома. «Все обязательства должны быть выполнены... Долговременные контракты – основа нашего бизнеса», – заметил старший вице-президент E.ON Ruhrgas AG Уве Фип.
«Долговременные контракты играют основополагающую роль и будут сохранять привлекательность и в дальнейшем», – добавил глава российского представительства GDF Suez Ксавье Перре.
«Больших послаблений ожидать не стоит»
Эксперты энергетического рынка подтверждают, что тенденция по пересмотру долгосрочных контрактов имеет место быть, и она чревата для Газпрома большими проблемами.
«Сейчас конъюнктура на рынке такова, что долгосрочные контракты действительно испытывают давление со стороны сжиженного газа, – комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Не секрет, что цена на российский газ в Европе чуть дороже, чем, скажем, на норвежский».
При этом Симонов подчеркивает: долгосрочные контракты и сама система ценообразования в целом придуманы вовсе не Газпромом. «Еще несколько лет назад сами европейские покупатели говорили о том, что надо переходить на систему «take-or-pay», потому что они были уверены, что главное – это иметь законтрактованные объемы газа. Они были уверены, что конкуренции не будет. Сейчас же она есть», – констатирует эксперт.
Главное – сохранить клиентов
Чем же объясняется нынешняя уступчивость Газпрома в части согласия на пересмотр контрактов? По мнению старшего аналитика ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктора Маркова, это вызвано желанием монополии идти навстречу клиентам, ведь в противном случае они могут перейти к конкурентам. «Однако больших послаблений ожидать не стоит, – уверен эксперт. – Газпром в данных ситуациях в первую очередь ослабляет контракты по срокам оплаты, а также по объемам поставок».
Вместе с тем эксперты считают, что пересмотр контрактов, несомненно, скажется на доходах крупнейшей компании России. «Все зависит от того, какой процент этих контрактов будет привязан к споту. Я думаю, что это будет порядка 12%», – говорит Симонов.
Учитывая, что чистая прибыль Газпрома по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2009 год выросла на 5% – до 779,585 млрд рублей, можно предположить, что убытки монополии от пересмотра контрактов могут составить около 93,5 млрд рублей (более 3 млрд долларов).
Впрочем, есть и более оптимистичные оценки. По мнению Виктора Маркова, от изменения схемы долгосрочных контрактов Газпром может потерять от 50 до 70 млн долларов, то есть порядка 1%, если исходить из прибыли 2009 года.