Заседание проходило в максимально демократичной атмосфере – в здании Московского института стали и сплавов (МИСиС), имеющего с осени 2008 года статус Национального исследовательского технологического университета. Прибывшая в МИСиС делегация была весьма представительной: Медведева сопровождали вице-премьеры Сергей Собянин и Игорь Шувалов, первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, главы Минфина Алексей Кудрин, Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, Минобрнауки Андрей Фурсенко и Минпромторга Виктор Христенко.
Все эти организационно-правовые формы, могу вам сказать, я все-таки много занимался правовой практикой, все это чушь
Кроме того, в институт прибыли главы крупнейших российских компаний и госкорпораций: Виктор Вексельберг («Ренова»), куратор проекта «Сколково», Анатолий Чубайс (Роснано), Сергей Кириенко (Росатом) и Михаил Прохоров (ОНЭКСИМ).
«Тенденция увеличения расходов отечественных компаний на исследования, научные разработки уже очевидна, однако венчурного рискового капитала по-прежнему мало, – сразу признал глава государства, открывая заседание. – Развитие нашего инновационного рынка сдерживает отсутствие спроса на высокотехнологичную продукцию. Одна из причин – нехватка экономической мотивации, а также свободных денег для внедрения инноваций в производство»
Президент призвал принять пять конкретных мер для развития венчурного капитала, в частности гармонизировать законодательство, развивать систему экспертизы и сервисных услуг, эффективно использовать грантовые средства, расширить возможности отечественного финансового рынка, а также обеспечить тесное взаимодействие всех звеньев инновационной цепочки.
Завершив вступительную речь, президент передал слово главе «Российской венчурной компании» Игорю Агамирзяну. Его выступление задалось не сразу. Первое, о чем сообщил аудитории Агамирзян, были вовсе не тезисы о венчурах, а то, что слайды на экране, которые он хотел продемонстрировать аудитории, почему-то не переключаются. Организаторы конференции, похоже, не проверили технику перед началом. В итоге, рассказывая о проблемах высоких технологий, Агамирзяну пришлось ориентировать слушателей сугубо по старинке – по бумажным распечаткам, которые, к счастью, были розданы по рукам заранее.
Игорь Агамирзян (фото: itpedia.ru) |
Агамирзян заявил, что ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) предлагает ряд мер для совершенствования правовой базы и снижения барьеров для развития инновационных венчурных проектов. «Российская юрисдикция не является наиболее привлекательной для работы инновационных компаний, – признал Агамирзян. – Надо добиваться ситуации, когда наша юрисдикция и институциональные механизмы будут настолько привлекательны для венчурного бизнеса, что центры капитализации инновационных компаний будут базироваться в России, как и штаб-квартиры новых крупных корпораций».
По словам Агамирзяна, одна из главных проблем – отсутствие адекватной правовой формы для фондов прямых венчурных инвестиций. Существующая форма ЗПИФа «плохо приспособлена для венчурных проектов, и реально в ней могут работать только достаточно крупные фонды с капитализацией свыше 1 млрд рублей», отметил он. В настоящее время уже разработаны предложения по изменению законодательства об инвестиционных фондах и рынке ценных бумаг, направленные на улучшение возможности работы ЗПИФов, сказал Агамирзян.
Еще более важной задачей глава РВК назвал создание новой организационно-правовой формы для венчурных фондов, максимально приближенной к международной практике, – limited partnership. «Без наличия такой формы трудно надеяться, что крупные мировые игроки венчурных инвестиций придут в Россию, а не продолжат развиваться в оффшорах, зачастую перетягивая туда и российские компании», – заметил он, добавив, что limited partnership предусматривает договор без образования юридического лица, при этом с ограничением ответственности участников.
#{intervieweco} Медведев поддержал предложения Агамирзяна о снижении барьеров для трансграничных сделок, зато о мерах по изменению корпоративного законодательства высказался более скептически. «Все эти организационно-правовые формы, могу вам сказать, я все-таки много занимался правовой практикой, все это чушь», – отметил президент. «Если не будет правильного климата, неважно, будет это договор limited partnership либо будет называться договором простого товарищества, или о совместной деятельности, – сказал Медведев. – Это вторичные вещи. Конечно, они нужны, но мы не должны в них заигрываться».
Президент подчеркнул, что «приводить в порядок законодательную базу нужно». «Я в большей степени хотел бы поддержать то, что было сказано в отношении упрощения по паспортам сделок и таможенному регулированию: там действительно «засада», и очень много времени и сил уходит на это. Непрозрачная система абсолютно. Непонятно, чего там просят, и здесь правила нужно менять», – подчеркнул Медведев.
Комментируя уже после заседания слова президента о том, что пока в стране спрос на высокотехнологичную продукцию остается низким, глава РВК призвал ориентироваться в решении этой проблемы на потребительский запрос рядовых россиян.
«Самый главный стимулятор спроса – это спрос населения. У нас очень инновационно ориентированное население, – заметил Агамирзян корреспондентам газеты ВЗГЛЯД. – Например, по уровню проникновения мобильных телефонов и разного рода гаджетов наша страна – одна из самых продвинутых. Проблема, однако, в том, что экономика российская никоим образом спрос населения не обслуживает, а традиционно наши многие инновационные компании ориентируются на спрос со стороны крупного бизнеса. А крупный бизнес интерес проявляет тогда и только тогда, когда есть конкурентная среда. Другого способа заставить бизнес интересоваться инновациями просто не существует.
Поэтому, напомнил Агамирзян слова президента, самое главное – это создание климата. «В таком климате должен быть и спрос, и конкуренция, и ориентация на конечного пользователя любого продукта, а не на очередные клапаны или заглушки для трубопроводов нефти и газа, – сказал глава РВК газете ВЗГЛЯД. – Создаваться же такой климат должен совместными усилиями власти, предпринимательского сообщества и гражданского общества».
Виртуальное «Сколково» откроется уже этой осенью
Как сообщил газете ВЗГЛЯД помощник президента России по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, второе чтение законопроекта о «Сколково» пройдет уже осенью этого года, проект будет дополнен рядом важных поправок. В частности, идея «экстерриториальности» «Сколково», которую в середине мая, на предыдущем заседании комиссии при президенте по модернизации, предложил куратор проекта Виктор Вексельберг, будет оформлена в виде поправок ко второму чтению законопроекта об особом правовом режиме в зоне «Сколково». Ранее сообщалось, что она может быть оформлена позднее и в виде отдельного закона. Если поправки будут приняты, то проект «Сколково» сможет заработать в виртуальном режиме уже в этом году, и его участникам не придется ожидать завершения физического строения центра.
Дворкович также надеется, что уже в этом году Госдума примет отдельные поправки, которые упросили бы работу венчурных фондов. Поправки, как уже сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, готовятся в Минэкономразвития и в госкорпорации «Роснано».
«По организационно-правовым формам будет непростая работа. Тяжело совместить российское гражданское законодательство с теми принципами, принятыми в других странах, – сказал Дворкович газете ВЗГЛЯД. – Может быть, успеем. Но точные поправки можно быстро принять – такие наиболее «кричащие».
По словам Дворковича, по итогам заседания комиссии тема совершенствования законодательства по венчурным фондам была разделена, по сути, на две части поправок. «Первая – это организационно-правовые формы, – пояснил Дворкович газете ВЗГЛЯД. – Возможно, что в существующие формы до принятия каких-то более серьезных законов можно, чуть-чуть поменяв правила, особенно форму закрытого ПИФа, небольшие поправки внести и тем самым улучшить ситуацию. А параллельно думать над тем, как изменить всерьез, если это нужно. А вторая часть касалась внешнеэкономической деятельности – все, что связано с тем, как взаимодействуют наши технологические компании, фонды с иностранными партнерами – ввоз оборудования, материалов, реактивов, когда речь идет о биомедицине, – такие вещи можно очень быстро принять, и они быстро заработают. И не ждать месяцами решения таможенных вопросов».
Спрос рождается на наших глазах
Точку зрения зарубежных инвесторов выразил управляющий директор фонда Siguler Guff Эндрю Гафф, американский инвестор, активно участвующий в проекте «Сколково».
Глава фонда пообещал, что к концу нынешнего года в рамках проекта «Сколково» уже заработают первые объекты Центра обработки данных. Гафф напомнил, что его компания инвестирует 250 млн долларов в информационную инфраструктуру в России. «К концу года мы будем готовы привести наших партнеров в Сколково, где будет размещен Центр обработки данных, и к концу года мы планируем завершить его первые объекты», – сказал он.
Гафф также приветствовал развитие венчурных компаний в России. По его мнению, «10–20 наиболее крупных венчурных компаний должны присутствовать на российском рынке, а не пять–шесть».
Эндрю Гафф (фото: sigulerguff.com) |
Как заявил Эндрю Гафф в интервью газете ВЗГЛЯД, для российских инновационных компаний необходимо как можно скорее «включить мосты с «Кремниевой долиной». «Это самый лучший способ включить российские технологии в общий ход перемен, – сказал Гафф. – Контакты предпринимателей, деловые форумы и так далее – это очень важно».
Что касается пока еще низкого спроса на инновационные товары, то Гафф по этому поводу настроен оптимистически. «Спрос постепенно нарождается, в России появляется конкуренция. Существует, например, конкуренция между «большой тройкой» сотовых компаний. Тот из них, кто обеспечит самые лучшие условия обслуживания для пользователя, тот автоматически и создаст спрос на инновации», – заявил Гафф газете ВЗГЛЯД.
Госкомпании, по мнению американского инвестора, тоже должны покупать продукты и сервисы у малого бизнеса и тем самым стимулировать спрос».
Большие проблемы малого бизнеса
В свою очередь председатель наблюдательного совета Фонда содействия Иван Бортник, выступая на закрытой части заседания, говорил о том, что рост финансирования в последние годы привел к явному увеличению на рынке России общего количества новых проектов. В целом же акцент его выступления был направлен на необходимости увеличения объемов т. н. «предпосевного финансирования». Напомним, в настоящий момент на начальном этапе (на предпосевной и посевной стадиях) финансовой поддержкой инновационных проектов занимается Фонд содействия. И уже только потом проекты начинают получать финансовую поддержку РВК.
Как отметил Бортник, не случайно поддержка проектов на посевной стадии потребовала создания специального Фонда посевных инвестиций (Фонду содействия принадлежит 1%, РВК – 99%), который, в отличие от Фонда содействия, не занимается научно-технологической экспертизой, а именно маркетингом инноваций.
На заседании выступил также с докладом Александр Галицкий, управляющий партнер компании Almaz Capital Partners, который собирается делать инкубатор для программистов в «Сколково».
По мнению Галицкого, в развитии венчурного инвестирования заинтересован, прежде всего, крупный бизнес. «Если брать телекомы, Интернет, то в этой сфере есть компании-лидеры, которые соревнуются между собой. Крупные компании, которые находятся на стадии роста, всегда будут заинтересованы в приобретении инновационных продуктов. Поэтому венчурное инвестирование упрощает процесс участия крупных компаний в инновационном развитии».
Вместе с тем, по мнению Галицкого, государство должно стимулировать бизнес на приобретение инновационных продуктов. «Если брать традиционную промышленность, то необходимо дать ей преимущества при покупке отечественных разработок. Необходимы экономические регуляторы, которые проявили бы интерес промышленных предприятий к инновационным продуктам, созданным в России», – заявил Галицкий газете ВЗГЛЯД.
В целом развитие венчурного инвестирования должно стать государственной задачей, поскольку от него «напрямую зависит модернизация Росси». «Именно благодаря венчурным фондам возможно инновационное развитие страны в целом», – подытожил Галицкий.