Законная покупка
Я не могу давать оценку процессу, если не знаю даже сути обвинений
В понедельник Герман Греф дал показания по т. н. делу ЮКОСа. Глава Сбербанка подтвердил в суде, что ЮКОС не нарушал закон, когда покупал нефть у своих дочерних фирм дешевле, чем в европейских странах.
По словам Грефа, нет ничего необычного в том, что на внутреннем рынке нефть стоит меньше, чем на европейских биржах. «Целым рядом факторов это можно объяснить. В первую очередь – экспортным налогообложением», – заявил глава Сбербанка, слова которого приводит «Интерфакс». Между тем, по мнению обвинения, под видом покупки нефти у своих «дочек» руководство ЮКОСа осуществляло хищения.
О хищении Греф не знает
Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский спросил Грефа, который в 2000–2007 годах был министром экономики, должно ли было ему стать известно о пропаже 20% нефти, добытой в России в каком-либо году. «В мои обязанности это не входило, но если бы так было, до меня бы дошло», – ответил Греф.
Напомним, в рамках нового уголовного дела Ходорковский и бывший глава МФО «Менатеп» Платон Лебедев, ранее уже приговоренные к лишению свободы за экономические преступления, обвиняются в хищении нефти, добытой ЮКОСом с 1998-го по 2003 год. По версии следствия, ущерб от действий бизнесменов составил 900 млрд рублей. Подсудимые своей вины не признают.
Ходорковский попытался выяснить у Грефа, укладывалась ли сделка между Томскнефтью и Восточной нефтяной компанией (ВНК), хищение акций которой инкриминируется подсудимым, в обычную практику.
В частности, экс-глава ЮКОСа поинтересовался, была ли нормой ситуация, когда договор купли-продажи предусматривает право обратного выкупа акций, как это было между Томскнефтью и ВНК. «Это обычная практика – сделка РЕПО. Насколько я понимаю, та ситуация, которую мы обсуждаем, не сделка РЕПО», – сказал в ответ Греф.
Ушел от ответа
Глава Сбербанка давал показания в Хамовническом суде около двух с половиной часов. После заседания он сказал, что «давал показания суду, а не в чью-то пользу». «Я не могу давать оценку процессу, если не знаю даже сути обвинений», – добавил Греф, отвечая на вопрос о том, показались ли ему доводы защиты убедительными.
В ответ на вопрос о том, мог ли Ходорковский похищать по 60 млн тонн нефти ежегодно, Греф заявил: «Это абстрактный вопрос».
Адвокаты считают, что суд должен оценить все предоставленные доказательства. «Выступая сдержанно и осторожно, он (Греф – ред.) подтвердил важные для защиты вещи», – сказал журналистам в перерыве судебного заседания адвокат Лебедева Константин Ривкин.
По его словам, из показаний Грефа следует, что ЮКОС не нарушал закона при образовании цен на нефть своих дочерних компаний.
Ценные свидетели
Греф далеко не первый высокопоставленный фигурант в деле Ходорковского. В качестве свидетелей уже проходили Михаил Касьянов и Виктор Геращенко. Германа Грефа в суд вызвала защита, мотивировав это тем, что в 1998 году он занимал пост первого заместителя министра Госимущества, которое осуществляло контроль за принадлежащими государству акциями. Ходорковский утверждает, что лично с Грефом обсуждал все акцизные операции.
Защита обвиняемых также требовала допросить в суде многих бывших и действующих высокопоставленных чиновников, в том числе премьер-министра Владимира Путина. Однако суд согласился вызвать на заседания, помимо Касьянова, Геращенко и Грефа, лишь бывшего действующего министра промышленности и торговли Виктора Христенко.
Последнего ждут в Хамовническом суде во вторник. Какие вопросы будут ему задавать и придет ли он вообще, пока неясно.