Экономика

30 апреля 2010, 16:46

Россия и Украина договорились, кто будет строить самолеты Ан

Фото: ИТАР-ТАСС

В пятницу Россия и Украина достигли соглашения о разделе работ по модельному ряду самолетов Ан. Об этом заявил глава ОАК Алексей Федоров во время заседания российско-украинской межправительственной комиссии. По словам топ-менеджера, основным сборщиком Ан-148 станет Россия, а удлиненная версия самолета (Ан-158) будет собираться на Украине. С другой стороны, ожидаемого обмена акций между «Антоновым» и ОАК в пятницу не произошло, однако, по мнению экспертов, на фоне нынешних соглашений это дело ближайших месяцев.

Долгожданное соглашение

Россия и Украина договорились о разделе работ по самолетам Ан. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров во время первого за два года заседания российско-украинской межправительственной комиссии.

Сейчас, на первом этапе, речь не идет об объединении активов категорически

По словам топ-менеджера, основным сборщиком Ан-148 будет Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), а удлиненную версию – Ан-158 – станет собирать АНТК имени Антонова на Украине.

Кроме того, Алексей Федоров сообщил, что уже в мае Россия и Украина определятся с юридической формой единого центра по продажам, закупке комплектующих и послепродажному обслуживанию. Для этих целей либо будет создана новая компания, либо задействуют уже существующую.

Машина – зверь

Напомним, что в настоящее время авиакомпании России и Украины («АэроСвит» и ГТК «Россия») эксплуатируют три самолета Ан-148. При этом в целом ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки уже выразили намерение приобрести около 70 самолетов Ан-148, и это не считая авиаперевозчиков из России и Украины.

Сам Ан-148 представляет собой ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полета – 5 тыс. километров, крейсерская скорость – до 870 километров в час. Ан-158 является его удлиненным вариантом с более экономичным расходом топлива. Первый коммерческий полет Ан-148 совершил в декабре 2009 года, а общественности был представлен в апреле 2010 года.

Не объединение, но сближение

Ранее в СМИ появилась информация, что Россия в обмен на снижение цены на газ для Украины потребует контроль в украинском авиастроительном концерне «Антонов». Предполагалась следующая схема: 50 процентов плюс одна акция компании могут быть переданы ОАК, а взамен «Антонов» получит небольшую долю в российской корпорации.

В пятницу, во время заседания российско-украинской межправительственной комиссии, стало известно, что, если подобное развитие событий и произойдет, то не в ближайшем будущем.

В частности, как заявил министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников, поднимать вопрос слияния предприятий авиастроения никто не собирается. «Сейчас, на первом этапе, речь не идет об объединении активов категорически. Речь идет о технической кооперации», – сказал он.

По словам министра, российская сторона заинтересована в сборке на своих заводах в Ульяновске по украинским чертежам самолетов Ан-124-100, Ан-124-200 грузоподъемностью 150 тонн на четыре человека экипажа. В рамках межправительственной комиссии также будут обсуждаться вопросы кооперации в сборке и реализации самолетов Ан-70, передает «Интерфакс».

Однако, по мнению экспертов, то, что вопрос о выпуске Ан-148 решился явно в пользу России, говорит о том, что рано или поздно контроль над «Антоновым» все же перейдет ОАК. Однако переговоры об этом будут крайне непростыми.

«Проблема в том, что Россия хочет получить право пользоваться интеллектуальной собственностью «Антонова» и вместе с тем не хочет давать гарантии загрузки производственных мощностей на Украине, – говорит источник газеты ВЗГЛЯД в крупном отраслевом агентстве, проводящем маркетинговые исследования для «Антонова». – Украина на это идти не хочет, так как при подобном развитии событий украинские заводы наверняка будут простаивать (на Украине будут работать только конструкторские бюро), а все основные самолеты станут делать в Саратове».

Есть потенциал

Напомним, что Россия уже не раз предлагала Украине перейти на новый уровень взаимодействия в авиастроении. В конце марта ОАК и ГП «Антонов» подписали соглашение о формировании совместной дирекции по кооперации в производстве и продажам самолетов.

К маю предполагается сформировать дирекцию и согласовать условия ее работы. Как заявил президент антоновской фирмы Дмитрий Кива, данная дирекция создается специально для согласованной деятельности по продвижению самолетов на рынке и устранения на нем ненужной конкуренции (Ан-148 можно назвать соперником российского проекта Sukhoi Superjet 100).

Кива подчеркнул – искусственная конкуренция между Россией и Украиной не нужна еще и по той причине, что самолеты двух стран востребованы и на мировом рынке. Их цена на порядок (речь идет о миллионах долларов) ниже аналогов, а между тем экономичность и климатическая выносливость тех же Ан-148 была доказана в ходе самых сложных испытаний.

По мнению экспертов, у семейства Ан есть несколько перспективных проектов (как например ближнемагистральный самолет Ан-140-100, региональный пассажирский самолет Ан-148 или военно-транспортный и гражданский транспортный варианты самолета Ан-70). Между тем ни Россия, ни Украина еще не освоили полного цикла производства этих машин. Поэтому углубление партнерских отношений должно стать взаимовыгодным.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Госдеп назвал цель новых санкций против России
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

Радикалы сожгли флаг России в центре Тбилиси

Российский флаг сожгли сторонники радикальной оппозиции на митинге в Тбилиси у здания парламента в знак протеста против «русского» законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своих соцсетях поздравление с Праздником весны и труда с переделанным советским военным плакатом, на котором вместо Гитлера изображен президент Украины Владимир Зеленский.

США объявили о санкциях против авиакомпании «Победа»

Соединенные Штаты сообщили о введении очередных антироссийских рестрикций, они вводятся против физических лиц и организаций, обновленный список обнародовал американский минфин.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Как начиналось 1 Мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?