Повышенное внимание
В последнее время российский проект создания инновационного «города будущего» все чаще попадает в центр внимания не только отечественных, но и американских и мировых СМИ. Во Всемирной паутине появляется все больше текстов, в которых известные эксперты обсуждают различные аспекты будущего функционирования российской «Кремниевой долины».
В первую очередь России потребуется доказать, что изобретатели смогут защитить свои авторские права, в том числе и в судах
Так, в своей заметке от 24 марта известный новостной канал CNBS описывает назначение Виктора Вексельберга ответственным за будущее развитие иннограда в Сколково. А канал NBC 3 апреля в своем репортаже сделал акцент на том, что привлечение «прорывных» проектов в Сколково зависит от того, на какие налоговые льготы пойдет российское правительство.
Но наибольшее внимание «городу будущего» уделил обозреватель авторитетного журнала Technology Review Дэвид Талбот. Газета ВЗГЛЯД сделала перевод этого материала.
Главное − определить модель
В начале своей статьи Дэвид Талбот пишет, что Россия завершает работу над планом «инновационного центра» − российского аналога американской «Кремниевой долины». Под эти цели Кремль определил в Подмосковье участок земли рядом с частной бизнес-школой и выделил финансирование. Научным руководителем проекта был назначен нобелевский лауреат, физик Жорес Алферов. Теперь дело осталось за малым − приступить к реализации проекта.
Талбот уверен: сейчас необходимо определить модель функционирования и финансирования проекта, а также убедиться в том, что российские законы и финансовые структуры смогут поддерживать предпринимателей. «В России нет нехватки хороших технологов, которые владеют блестящими идеями. Это сильное преимущество страны, безусловно, − утверждает Джош Лернер, профессор инвестиционного банкинга в Школе бизнеса Гарварда. − Но сложность представляют существующие в стране барьеры для бизнеса. Следует признать, что качество среды для ведения бизнеса является вызовом».
По мнению американского обозревателя, в первую очередь России потребуется доказать, что изобретатели смогут защитить свои авторские права, в том числе и в судах. Кроме того, они не должны сталкиваться с обременительными налогами и ограничениями в финансировании новых изобретений. «Я считаю, все эти моменты представляются вызовами для проекта, − утверждает Лернер. − Предполагаю, что борьба за права за интеллектуальную собственность будет проблемной».
История вопроса
Technology Review пишет о том, что о проекте российской «Кремниевой долины» Дмитрий Медведев объявил еще в феврале 2010 года. Предполагается, что инновационный центр будет частично профинансирован за счет правительственного гранта на модернизацию в размере 340 млн долларов. Центр будет строиться к западу от Москвы на пустом месте в деревне Сколково, на территории, прилегающей к частной бизнес-школе.
Дэвид Талбот пишет о том, что в начале апреля помощник Медведева Владислав Сурков, возглавляющий рабочую группу проекта, провел в Москве встречу с двумя сотнями ученых, на которой были обозначены две цели. Первая − это создание субсидируемого государством научно-производственного комплекса, где был бы создан благоприятный климат для специализирующихся на инновациях старт-апов.
Вторая − это организация самого исследовательского института, где доктора могли бы получать зарплату, лабораторное оборудование и доступ к суперкомпьютерам для разработки технологий, с возможностью для перепродажи оборудования существующим компаниям либо старт-апам.
Свобода от зависимости
Как пишет Technology Review, основной целью проекта в Сколково является избавление России от нефтегазовой зависимости путем диверсификации экономики. А для этого необходимо достичь коммерциализации создаваемых технологий в сфере энергетики, биомедицины, информационных технологий, телекоммуникаций и в ядерной отрасли.
«Новые технологии, которые мы создаем, это не игрушки для яйцеголовых, это совершенно другое, − приводит газета Moscow Times слова, сказанные президентом Дмитрием Медведевым в марте. − Они помогут нам сократить издержки, повысить рентабельность предприятий, улучшить условия труда и окружающую среду».
В сфере информационных технологий Россия уже стала домом для нескольких успешных компаний, включая «Лабораторию Касперского», поисковую систему «Яндекс» и социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники
Дэвид Талбот уверен: показателем того, что проект находится в начальной стадии, является отсутствие своего сайта. Вместе с тем эксперт говорит о том, что сейчас ведется работа по разработке его дизайна. В частности, Российский центр интернет-технологий (РОЦИТ) проводит конкурс на разработку имени и дизайна проекта. Работа идет при поддержке профессора Московского государственного университета Ивана Засурского.
Последний считает, что неопределенность задачи можно назвать вполне нормальным явлением. «Кремль пытается сделать все правильно. Они не пытаются влиять на людей и говорить им, что делать. Они признают, что в этой области они не являются экспертами, и предпочитают идти по пути взаимодействия с научным сообществом», − цитирует Technology Review слова Засурского.
Журнал говорит о том, что в сфере информационных технологий Россия уже стала домом для нескольких успешных компаний, включая «Лабораторию Касперского», поисковую систему «Яндекс» и социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники».
Евгений Касперский, основатель и глава «Лаборатории Касперского», являющийся советником Дмитрия Медведева по инновационному центру и кибербезопасности, утверждает, что Москва имеет свои преимущества − близкое расположение крупных образовательных центров и государственных ведомств. С другой стороны он признает, что затраты на жизнь в столице и аренду офисов крайне высоки.
Борьба со скепсисом
Technology Review полагает, что у Сколково есть шансы на успех, так как другие страны преодолели препятствия на пути создания инновационных центров. «Если вы обратитесь к 1991 году, то увидите, сколько было скептицизма по поводу создания в Израиле венчурно-инновационного кластера, − бесчисленное множество, − приводит издание слова Лернера. − Скептики оказались неправы. И в данном случае не стоит быть слишком пренебрежительным». А по поводу долгих и суровых российских зим он добавляет: «В Бостоне ведь тоже бывает холодно».
Дэвид Талбот уверен: страны, которые считаются признанными центрами по созданию и развитию высокотехнологичных компаний, сталкиваются с вызовами. Недостаточно иметь современную экономику, качественную инфраструктуру и большое число научных и технических талантов. «Если бы этого было достаточно, то Япония стала бы центром венчурного капитала», − утверждает Лернер. Но в Японии существует множество барьеров: от налоговой политики, которая сдерживает венчурное финансирование, до корпоративной культуры, которая не одобряет людей, покидающих крупные компании, чтобы реализовывать новые идеи.
Но и кремлевский проект не свободен от критики. «Главной привлекательностью «города инноваций» является не стремление к инновациям, а то, как он обогатит коррумпированных российских чиновников, − утверждает оппозиционный политик Владимир Рыжков в своей колонке в Moscow Times. − Жадные бюрократы уже облизываются от предвкушения сотен разрешений, которые потребуется выдать для строительства «Силиконовой долины» на пустом месте».
Вместе с тем в Technology Review уверены: что-то должно быть сделано. Ведь Россия потеряла множество ученых и инженеров в 90-х годах. Российская экономика сильно зависит от экспорта природного газа и других ресурсов, и когда в прошлом году мировой спрос на них снизился, спад составил 7,9%.