«Нам нужно по 70 миллиардов в год»
В пятницу новый премьер-министр Украины Николай Азаров впервые назвал сумму, которую необходимо вложить в модернизацию экономики страны. Как сообщает ИТАР-ТАСС, глава кабмина на своей пресс-конференции в Донецке заявил, что на эти цели необходимо тратить по 70 млрд долларов в течение 10 лет. Для сравнения: номинальный ВВП Украины по итогам 2009 года составил 114 млрд долларов.
Сейчас тут секрета особого нет – мы активно, интенсивно осуществляем контакты, прежде всего с нашими российскими коллегами
То, что Украине нужны столь большие средства на модернизацию, неудивительно. Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД сам Николай Азаров, «страна сейчас разорена и обескровлена». Сомневаться в этом не приходится: по итогам прошлого года реальный ВВП Украины снизился на 20,3%, а совокупный государственный долг увеличился на 53,5% и составил 37,7 млрд долларов.
ГТС как палочка-выручалочка
Где Украина будет брать по 70 млрд долларов, особенно на фоне того, что приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны в 2009 году составил всего 4,4 млрд долларов (для сравнения: в прошлом году аналогичный показатель для России составил 15,9 млрд долларов)? Ответ прост. Виктор Янукович и Николай Азаров надеются, что привлечь часть средств на модернизацию получится через создание газотранспортного консорциума, который будет контролировать ГТС Украины.
Для справки: газотранспортная система Украины включает в себя 36 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км труб большого диаметра (от 1020 мм до 1420 мм). В систему входят также 79 компрессорных станций общей мощностью 5500 МВт и 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд кубометров газа в год, на выходе − 170 млрд кубометров. Стоимость же украинской ГТС, согласно подсчетам Shell в 2009 году, составляет около 10−12 млрд долларов.
Как заявил в пятницу первый вице-премьер правительства Украины Андрей Клюев, на сегодня «фактически готов закон о передаче газотранспортной системы в концессию после создания газотранспортного консорциума. ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС», − цитирует Клюева «Интерфакс». По его словам, газотранспортный консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину − как транзитное государство и Европейский союз − потребителей голубого топлива.
Украина «созрела»
О том, что Украина будет самым настойчивым образом склонять Россию к участию в газотранспортном консорциуме, говорит и Николай Азаров. «Сейчас тут секрета особого нет – мы активно, интенсивно осуществляем контакты, прежде всего с нашими российскими коллегами. И на следующей неделе наша делегация отправится в Москву, предстоят встречи и на высшем уровне», – передает слова Азарова украинское информагентство УНИАН.
При этом Азаров подчеркнул, что сегодня «перед министром топлива и энергетики на март поставлена задача до минимума свести бюджетные издержки при расчетах за газ с Россией». Премьер-министр напомнил, что «предыдущие месяцы практически все платежи за газ они (прежнее правительство) осуществляли за счет бюджетных ресурсов, а на апрель нужно обойтись полностью без использования ресурсов бюджета».
Хитрая уловка
Мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в страны ЕС
Между тем согласие Украины на участие России в управлении ее ГТС только на первый взгляд выглядит победой нашей страны. На самом деле это всего лишь хитрая уловка соседнего государства. Газовый консорциум с Украиной для России невыгоден, поскольку контрольного пакета в нем Россия все равно не получит (об этом Янукович неоднократно говорил в своей предвыборной кампании), а расходы в развитие ГТС России придется нести, и немалые. Достаточно сказать, что, по оценкам российского Минэнерго, модернизация ГТС Украины обойдется как минимум в 10−12 млрд евро.
Кроме того, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, во время визита в Москву Янукович намекал на возможность уступить России до 49% в украинской ГТС, но с одним условием − отказаться от планов строительства газопровода «Южный поток» или, по крайней мере, заключить с «Нафтогазом» соглашение на 20 лет вперед о гарантированных объемах поставок российского газа через ГТС Украины.
По расчетам команды Януковича, это не позволит России сразу же после начала работы «Южного потока» перевести в него все голубое топливо, которое в настоящее время идет в Европу по территории Украины, и тем самым лишить последнюю доходов от транзита газа (1,7 млрд долларов по итогам 2009 года).
Все дело в деталях
Тем не менее согласится ли Россия на газовый консорциум? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что да. Вопрос лишь в условиях, на которых она это сделает. «Москва, бесспорно, заинтересована в консорциуме, − полагает аналитик ФК «Открытие» Вадим Митрошин. − Во-первых, идеология Газпрома в последнее время − не просто бороться с проблемами, которые периодически возникают с транзитными странами, но и решать их в совокупности с западными партнерами, с потребителями газа».
Старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» разделяет подобную точку зрения. «Путем участия в консорциуме Газпром сможет влиять на ценообразование газа для украинских потребителей», − считает эксперт. Вместе с тем, как заявил источник газеты ВЗГЛЯД в Минэнерго, «достаточно наивно» полагать, что Владимир Путин согласится обменять миноритарную долю в газотранспортном консорциуме на «заморозку» строительства «Северного» и «Южного» потоков.
«Если бы сейчас на дворе стоял 2008 год, то условия украинцев, возможно, и приняли, − говорит источник. − Сейчас же, когда в продвижение одного «Южного» потока вложено столько сил и средств, желания Януковича нереальны». По мнению источника, после долгих консультаций, которые «вряд ли закончатся раньше конца лета», стороны придут к следующей схеме: Газпром получит 33−40% в консорциуме, заплатив за это столь необходимыми Украине «живыми» деньгами, однако не будет подписывать документы, регламентирующие будущие объемы инвестиций в развитие украинской ГТС и тем более 15−20-летние гарантии транзита. «Это ситуация, когда и волки сыты, и овцы целы, − резюмирует источник. − Понятно, что Украина хочет большего, но в нынешней ситуации это малореально, если только Украина не пойдет на какие-либо другие экономические или политические уступки».