За первую половину 2009 года российские транспортники перевезли на 6,2% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2008 года. Об этом говорится в сообщении Министерства транспорта.
Транспорт – один из ключевых индикаторов экономики
Хуже всего дела обстоят в гражданской авиации – там падение объема перевозок составило 18,9%. Железнодорожники недосчитались 11% пассажиров, работники городского электротранспорта (в эту категорию входят метрополитен, троллейбусы и трамваи) потеряли 8,9% пассажиров. На 6,8% сократился пассажиропоток на внутренних водных линиях, автотранспортом воспользовались на 4,9% меньше пассажиров.
«Сокращение спроса на транспортные услуги вызвано падением производства в основных грузообразующих отраслях, ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры по основным товарным позициям отечественного экспорта и снижением реальных денежных доходов населения», – утверждается в сообщении ведомства.
О том, что рецессия скажется на состоянии транспортной отрасли в России, говорилось неоднократно на самых разных уровнях. Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов объявил, что его компания, вероятно, откажется от выплаты дивидендов за 2008 год.
О планируемом падении грузооборота за 2009 год на 19% на форуме «Деловая Россия» заявлял глава РЖД Владимир Якунин.
Однако ведомство отмечает сокращение спада в последние месяцы. «Следует отметить, что в мае, а затем и в июне в целом на транспорте общего пользования наблюдалась тенденция роста объема перевозок к уровню предыдущего месяца, что связано в значительной степени с их сезонностью», – констатируют в министерстве.
Но другие исследующие рынок структуры также отмечали изменение ситуации весной к лучшему. Так, статистика Росавиации показала, что за первые четыре месяца года спад перевозок составил 23%, а за пять месяцев – уже 11,4%.
О «первых признаках стабилизации» в отрасли в конце июня этого года заявляла и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
«Транспорт – один из ключевых индикаторов экономики, поэтому по ситуации в этой отрасли видно ее общее состояние», – отметил ВЗГЛЯДу аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно.
По его словам, улучшение статистики в последние месяцы связано не только с сезонным фактором. «Это показывает, что мы, вероятно, достигли дна, а может быть, даже начнем расти», – отметил Сайно.
Правда, говоря о поддержке государством пассажирского транспорта, Сайно настроен скептически.
«Ведутся переговоры о субсидировании дальневосточных перевозок, но их доля в общем пассажиропотоке незначительна», – отмечает эксперт.