В мае 2009 года в России продажи новых автомобилей сократились на 58% относительно мая прошлого года, а всего за пять месяцев автомобилей было продано меньше на 47%. Такие данные приводятся в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Единственный сегмент, практически не пострадавший от кризиса, – это дорогие автомобили
Как отмечается в документах АЕБ, 7 из 10 лидирующих по продажам марок машин производятся в России.
Самый резкий спад продаж произошел у японской Mitsubishi – на 67%. На 62% сократились продажи Suzuki и Hyundai, на 61% стали меньше покупать ГАЗ.
«Есть некоторые признаки того, что падение рынка начинает замедляться, однако в отдельных сегментах ситуация все еще значительно варьируется», – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Представители организации считают, что правительственная программа поддержки продаж пока не принесла результата. «Мы считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тыс. до 600 тыс. рублей и допустить большее количество банков к участию в программе», – отметил вице-президент комитета автопроизводителей АЕБ Ян Мартин.
Напомним, что в декабре 2008 года премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что государство будет спонсировать покупку сделанных в России автомобилей в кредит стоимостью до 350 тыс. рублей. Власти с 1 января 2009 года начали оплачивать часть кредитной ставки при такой покупке.
Российский рынок новых автомобилей обрушился еще осенью 2008 года, с началом финансового кризиса. По данным той же АЕБ, в январе 2009 года спрос на автомобили упал аж на 68%. В этой ситуации многим автопроизводителям пришлось сокращать или даже вовсе закрывать производство: так, в апреле 2009 года об увольнении почти 5 тыс. рабочих заявили на автозаводе в Ижевске.
«Исследование АЕБ достаточно репрезентативно, так как в нем используются первичные данные от производителей», – отметил ВЗГЛЯДу аналитик «Финама» Владислав Кочетков.
«Единственный сегмент, практически не пострадавший от кризиса, – это дорогие автомобили», – отмечает Кочетков. Действительно, по данным организации, продажи Infiniti выросли на 4%, Cadillac – на 9%. Правда, Lexus, машину – символ богатства «тучных лет», – стали покупать на 55% меньше. Хуже всего, отмечает Кочетков, ситуация с автомобилями для среднего класса. «Сейчас потребитель все больше ориентируется на цену машины, автокредиты стали практически недоступны», – объясняет причину этого эксперт «Финама».
«К сожалению, ситуация с продажами практически не меняется – только в случае удачной экономической конъюнктуры и действенных мер для оживления покупательной способности к сентябрю может остановиться помесячный спад продаж», – уверен эксперт ВЗГЛЯДа.
«По нашим расчетам, годовое снижение автопродаж на 40% будет оптимистичным результатом», – добавил Кочетков.