«Мы зарезервировали значительные суммы для докапитализации банковского сектора, готовы к тому, если будет ситуация в банковском секторе складываться сложно, но мы не предвидим никаких таких острых ситуаций, которые могли бы быть сравнимы по степени накала с периодом октября – ноября (2008 года)», – сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов журналистам в Астане в пятницу.
Мы следим, имеем возможности и инструменты для того, чтобы быстро реагировать, но в целом ситуация непростая
«Она (ситуация. – Ред.) под контролем, но не могу сказать, что мы к ней относимся легко. Мы следим, имеем возможности и инструменты для того, чтобы быстро реагировать, но в целом ситуация непростая», – передает его слова «Интерфакс».
По словам Шувалова, правительство еженедельно получает информацию от Банка России и АСВ по ситуации с проблемными кредитами в банках.
«Мы отрабатываем ее с крупнейшими банками с госучастием: Внешторгбанком, Сбербанком, Газпромбанком. Ситуация разная. Есть банки, в которых просроченный портфель приближается к 2, к 3, к 4%. В некоторых банках этот портфель уже выше 10%», – сказал Шувалов.
О том, что России предстоит вторая волна кризиса, вызванная невозвратами банковских кредитов, говорили чиновники разного уровня. О грядущих проблемах в марте высказался, в частности, министр финансов Алексей Кудрин, спрогнозировавший рост долгов банкам до 10% к сентябрю.
О том, что волна смоет 90% российских банков, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Шохин.
Однако многие чиновники не согласились с мнением Кудрина. Глава Центробанка Сергей Игнатьев заявил, в частности, что вторая волна «не является неизбежной», а рост экономики хоть и медленно, но возобновится в ближайшее время.
Однако глава Сбербанка Герман Греф во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным, прошедшей в конце апреля, не выражал оптимизма в отношении будущего российского банковского сектора.
«Могут быть проблемы с капиталом банковского сектора, но мы постараемся пройти этот год без потерь», – отметил тогда Греф.
Эксперты на данный момент очень осторожны в своих оценках и не берутся однозначно оценивать ситуацию.
«Те предпосылки, которые закладывались в прогнозы о резком ухудшении ситуации, никуда не делись. Другое дело, что сейчас уже получены некоторые временные успехи по стабилизации глобальных финансовых рынков, инфляционные ожидания превалируют над бегством от рисков, что приводит к ослаблению доллара и росту цен на сырье и акции. Это позитивно отражается и на российском финансовом рынке. Но с другой стороны, мы видим, что невозвраты по кредитам растут, доступность новых кредитов для предприятий находится на минимальном уровне, спад промышленности продолжается», – рассказала ВЗГЛЯДу заместитель руководителя аналитического отдела «Совлинка» Ольга Беленькая.
По словам эксперта, это может привести к тому, что при ухудшении внешних условий произойдет «некий резонанс, который отрицательно повлияет на устойчивость банковского сектора».
«Конечно, сейчас правительство и банки в большей степени готовы к таким негативным проявлениям, чем осенью прошлого года», – подчеркнула Беленькая.
Тем не менее экономисты затрудняются говорить, хватит ли резервов на то, чтобы поддерживать стабильность ситуации в случае ее ухудшения.
«Эти резервы достаточно быстро тают. До конца года их хватит практически на 100%, но если смотреть в более долгосрочной перспективе, в случае если кризис растянется на 2–3 года, то возможностей так давить его за счет использования огромных объемов господдержки уже будет меньше», – заключила экономист.