Продолжение банкета
Минпромторг решил продлить программу льготного автокредитования, заканчивающуюся 1 января 2010 года. «Возможно, предложим продлить на период менее года», – сказал глава Минпромторга Виктор Христенко, уточнив, что о продлении действия программы на срок более года речи точно не идет. Скорее всего, как говорят в Минпромторге, программа будет продлена на первые шесть месяцев 2010 года.
Если государство желает стимулировать рынок, оно должно дать условия лучше, чем до кризиса
При этом в отношении возможного увеличения максимальной стоимости приобретаемого автомобиля (сейчас – 600 тыс. рублей) Виктор Христенко сказал, что это уже «следующий уровень детализации, в этом вопросе определимся позднее». При этом Христенко охарактеризовал программу льготного автокредитования как оптимально действующую на данный момент, передает «Интерфакс».
История вопроса
Напомним, в минувшем июле премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, согласно которому государство обязалось компенсировать покупателям две трети ставки рефинансирования на автомобили в ценовой категории до 600 тыс. рублей и с массой до 3,5 тонн. Сейчас ставка рефинансирования составляет 9,5%. Это означает, что покупателям компенсируют около 6,3% от собственной процентной ставки банка.
Изначально под установленные премьером критерии подпадали только отечественные машины. Однако затем глава Минпромторга Виктор Христенко подписал приказ о расширении перечня автомобилей, производимых на территории России, при покупке которых в кредит физическим лицам из бюджета России будет компенсироваться часть кредитной ставки. В результате в обновленный список авто вошли такие популярные иномарки, собираемые в России, как Ford Focus и Hyundai Sonata.
Несколько дней назад министерство также снизило требования к банкам, желающим выдавать льготные автокредиты. Теперь получать субсидии из государственного бюджета смогут все банки, которые обратятся с 1 ноября по 1 декабря с соответствующим заявлением в Минпромторг.
Медленная эволюция
Долгое время программа льготного автокредитования развивалась ни шатко ни валко. Так, за 1-е полугодие, когда еще не были изменены условия, было выдано 23,4 тыс. кредитов (в общей сложности Минпромторг планировал выдать порядка 100 тыс. кредитов на сумму в 2 млрд рублей). Однако после того как условия программы смягчились (в частности, был снижен размер первого взноса с 30% до 15% и увеличен срок кредита с двух до трех лет), россияне стали пользоваться ею гораздо активнее.
В частности, по данным Минпромторга, на 6 ноября было выдано 50,4 тыс. льготных автокредитов. Таким образом, за три месяца их выдали больше, чем за все первое полугодие. В целом же на 6 ноября 2009 года, по данным Минпромторга, россияне уже получили 50453 льготных заемов при 90660 поступивших заявок.
Назад в будущее
Что нужно сделать для того, чтобы программа льготного автокредитования на 100% выполнила свою цель – резко повысила продажи производящихся в России машин? По мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, параллельно с продлением сроков действия программы ведомству Виктора Христенко необходимо добиться того, чтобы ставки по кредитам для покупателей были хотя бы на докризисном уровне, то есть около 5–7%.
«Если государство желает стимулировать рынок, оно должно дать условия лучше, чем до кризиса, – уверен аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. – Это в любом случае дешевле, чем давать деньги конкретному предприятию. Таким образом, к примеру, можно очень хорошо простимулировать продажи АвтоВАЗа».