Залезть в долги
В то время как Россия праздновала День народного единства, совет директоров General Motors (GM) преподнес ей своеобразный «подарок», отказавшись от сделки по продаже Opel российско-канадскому консорциуму в лице Сбербанка и Magna. При этом свое решение американский автогигант мотивировал «улучшением деловой обстановки в Европе».
И вот теперь в GM говорят: спасибо, ребята, а теперь подвиньтесь и дайте нам самим делать бизнес
Напомним: эпопея с продажей Opel тянется уже более года. Объявивший себя банкротом GM долгое время склонялся к продаже компании бельгийской инвестгруппе RHJ, однако под нажимом немецких властей в итоге выбрал предложение Сбербанка и Magna (оффер россиян и канадцев предусматривал значительно менее масштабные сокращения на немецких заводах Opel, чем бельгийский). Предполагалось, что в результате сделки консорциум получит 55% акций компании, работники Opel – 10%, а GM оставит в своем распоряжении 35% акций.
Жесткая отповедь
Неудивительно, что отказ GM от, казалось бы, уже закрытой сделки вызвал крайнее раздражение в Германии. Как передает AFP, министр экономики страны Райнер Брудерле охарактеризовал это решение как «абсолютно неприемлемое», а премьер земли Северный Рейн – Вестфалия Юрген Руттгерс заговорил об «уродливом лице турбокапитализма».
Не остался в стороне от комментариев и премьер-министр России Владимир Путин. Как сообщает «Интерфакс», он заявил, что «это не ущемляет наших интересов, но говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами».
Комментировать отказ от продажи Opel пришлось даже президенту США, который, как передает AFP, через своего пресс-секретаря Роберта Гиббса заявил, что «решения GM принимаются корпоративным руководством компании, никто в Белом Доме за это не в ответе».
Нулевые инвестиции
Возникает резонный вопрос: что будет с инвестициями, которые российская сторона уже сделала в Opel? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД аналитики полагают, что в этом плане волноваться не о чем.
«Я бы удивился, если бы Сбербанк потратил какие-то деньги на компанию, которая ему не принадлежит, за исключением разве что расходов на due diligence», – говорит директор A.T.Kearney Moscow Евгений Богданов. «Насколько я знаю, все договоренности в процессе переговоров оформлялись в виде протоколов о намерениях, то есть никаких обязывающих документов подписано не было, а следовательно, не было и инвестиций», – отмечает официальный представитель GM Россия Сергей Лепнухов.
Американский «кидок»
А вот о чем, по мнению экспертов, стоит волноваться, так это о деловой репутации страны. «Помните ситуацию с покупкой «Северсталью» компании Arcelor? – говорит источник газеты ВЗГЛЯД в правительстве России. – Тогда Мордашов раструбил всем, что этот игрок у него уже в кармане, а потом в один прекрасный день Arcelor оказалась у Лакшми Миттала, и Мордашов прилюдно сел в лужу. Только теперь в лужу сел не отдельный предприниматель, а государство».
Грубо говоря, Россию попросту «кинули
При этом, как добавляет источник, топ-менеджмент GM повел себя не просто непорядочно, а еще и донельзя цинично. «Весь последний год GM только и делала, что оттягивала принятие окончательного решения о продаже Opel. – говорит он. – Когда же экономическая ситуация чуть нормализовалась, американцы тут же пошли в отказ, сославшись на улучшение конъюнктуры. Но нужно отдавать себе отчет в том, что конъюнктура поменялась в лучшую сторону в том числе благодаря планам Magna и Сбербанка, которые были готовы развивать компанию Opel, инвестировать в расширение производства, а также продвигать продукцию компании на российском рынке».
Источник газеты ВЗГЛЯД добавляет, что в этой части была особенно заметна работа Сбербанка, который договаривался с правительством РФ по продвижению продукции Opel на российском рынке. «И вот теперь в GM говорят: спасибо, ребята, а теперь подвиньтесь и дайте нам самим делать бизнес. Такие схемы уместны для «братков» начала 90-х, но не для транснациональной компании. Грубо говоря, Россию попросту «кинули» – в приличном обществе за такие действия лицо бьют».
До победного конца
Может ли поставленный перед фактом аннулирования сделки альянс Magna и Сбербанка изменить ситуацию в свою пользу? Пока компании делают все от себя зависящее. Именно их настойчивостью можно объяснить и крайне жесткую реакцию немецких властей, и резкое выступление против GM немецких профсоюзов.
В частности, глава производственного совета Opel Клаус Франц пошел на открытую конфронтацию с GM, заявив, что «по пути обратно в General Motors мы не пойдем». В свою очередь профсоюз IG Metall объявил «утратившими силу» обязательства трудящихся Opel, ранее выразивших готовность отказаться от 265 млн евро в пользу компании в случае ее продажи консорциуму Magna – Сбербанк. А в этот четверг сотрудники четырех заводов Opel начали предупредительную забастовку в знак протеста против решения General Motors, угрожая, если оно не будет отменено, вывести на улицы 25 тыс. человек.
Главное – сделать выводы
Однако, как констатируют опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, «поезд уже ушел», перехватить инициативу альянсу Magna и Сбербанка уже вряд ли удастся. «Opel – важное подразделение для GM, компания не хотела его продавать изначально, и я сейчас расцениваю отказ от нынешнего решения компании как маловероятный», – уверен Евгений Богданов из A.T.Kearney.
Таким образом, главное для российских властей в нынешней ситуации – это сделать из эпопеи с Opel правильные выводы. И, судя по всему, в Кремле это понимают. «General Motors никого ни о чем не предупреждал, ни о чем ни с кем не разговаривал, – сказал Владимир Путин. – В явочном порядке поставил всех перед фактом. Несмотря на все достигнутые ранее договоренности, подписанные документы юридического характера. Это хороший урок, и мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем».