Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает, что в ближайшие годы реструктуризация российского банковского сектора продолжится, однако масштабной волны слияний и поглощений в этой сфере не будет.
Насколько я знаю, никаких планов преднамеренного управления динамикой курса у Банка России нет
«Могут перестать существовать примерно по 50–100 банков ежегодно в ближайшие два года», – сказал Кудрин в интервью журналу «Промышленник России».
По словам Кудрина, спустя год после начала кризиса потери отечественной банковской системы оказались весьма умеренными: количество банков сократилось на 42, или 3,7%. Напомним, в настоящее время в России зарегистрировано порядка 1100 банков. По прогнозам различных специалистов, в 2009 году в стране может закрыться от 40 до 60 банков.
«Отток вкладов, который пришелся на четвертый квартал 2008 года, ограничился 7,8% от общего объема привлеченных депозитов населения и был обусловлен в большей степени девальвационными ожиданиями, нежели опасениями за устойчивость банков», – напомнил глава Минфина.
В целом банковский сектор России имеет достаточный запас прочности, чтобы эффективно противостоять стоящим перед ним проблемам, отметил министр.
Он также подчеркнул, что не видит оснований для девальвации рубля.
«Насколько я знаю, никаких планов преднамеренного управления динамикой курса у Банка России нет. В настоящее время внешний фон, который связан с ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, а также потоками капитала, благоприятен для страны», – сказал Кудрин.
По его мнению, слабая валюта повышает риски инфляции, снижает привлекательность инвестиционных вложений и ведет к консервации существующей неэффективной структуры производства.
Он подчеркнул, что российский рубль уже имеет признаки региональной резервной валюты, добавив, что наиболее благоприятные условия для использования рубля как одной из валют международных расчетов складываются в торгово-экономических отношениях с партнерами по ЕврАзЭС, СНГ и Китаем. В частности, в 2008 году доля расчетов в рублях между участниками ЕврАзЭС составила 52,6%, с Белоруссией – порядка 60%.
Однако глава Минфина высказал мнение, что в кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать резких изменений в структуре мировых валютных резервов в силу того, что «распродажа» долларовых обязательств привела бы к существенному сокращению их стоимости. «Это относится и к российским резервам, которые уже характеризуются существенно меньшей долей доллара, чем мировые: около 49% при 41% для евро», – сказал Кудрин.
По его словам, «вероятнее всего, будет происходить дальнейшая плавная диверсификация резервов, в том числе за счет наднациональных единиц». Кудрин добавил, что перспективным было бы изменение структуры резервов с тем, чтобы она отражала структуру внешней торговли.
Кудрин также добавил, что обязательным условием для резервной валюты должна быть ее устойчивость на протяжении десятилетий и последовательная политика правительства, направленная на макроэкономическую стабильность. «Кроме того, валюта должна быть конвертируемой, страна-эмитент должна иметь заметную долю в мировой торговле», – сказал министр. Этим условиям скоро будет соответствовать китайский юань, считает он.
Министр подчеркнул, что именно действия правительства и бюджетные вливания в экономику позволили избежать более серьезных последствий кризиса.
«Пожертвовав бюджетной сбалансированностью и накопленными резервами, мы смогли не допустить остановки и закрытия многих системообразующих предприятий, краха финансовой системы и обострения социальных проблем. В этом смысле такой дефицит бюджета можно назвать оправданным», – заявил министр финансов.
Тем не менее, по его словам, «эффект антикризисных мер по многим направлениям пока неясен», а спад экономики, по прогнозам, существенно превысит оценки начала года.