Российский рынок акций прореагировал резким падением на заявление президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Сразу после этого сообщения индекс ММВБ свалился до 1244,12 пункта, хотя незадолго до этого еще находился на уровне 1270 пунктов, отмечает ИА «Финмаркет».
Россия может стать более краткосрочным объектом для инвестиций, чем российская экономика того хотела бы
Таким образом, за считанные секунды индекс потерял 2%. Несколько меньшими оказались потери индекса РТС, который мгновенно спустился со 1570 до 1547 пункта. В результате индекс снизился на 1,4%. Отметим, что с начала дня оба российских индекса потеряли почти по 6%.
Падение индексов на фоне заявления Дмитрия Медведева лишь подтверждает, что фундаментальные показатели инвесторы сегодня практически не учитывают.
«Спрос на российские акции планомерно снижается на протяжении уже более месяца по целому ряду причин. В июле и августе появились очевидные признаки спада в экономике Еврозоны, которые дополнили общую пессимистичную картину наряду с высокой инфляцией и ценами на энергоносители. Кризис принимает затяжной характер, постепенно распространяясь за пределы финансовых систем развитых стран», – рассказал газете ВЗГЛЯД аналитик Русского Банка Развития Игорь Дуэль.
Впрочем, определенную связь этого падения с ситуацией на Кавказе, эксперт тоже усматривает.
«Решение России фактически идет вразрез с позицией западных стран во главе с США, что может затянуть дипломатическое урегулирование конфликта на Кавказе», – добавил Дуэль.
По его мнению, опасения участников рынка вызывают не только перспективы разрыва отношений с НАТО и выход из ряда соглашений в рамках ВТО, но и рост напряженности в регионе.
Грузинская сторона не намерена отказываться от признанных республик, при этом НАТО планомерно наращивает свое военное присутствие в Черном море, пояснил эксперт.
Одновременно падал рубль относительно доллара. Если этот тренд не изменится в ближайшее время, то Россия попадает в крайне неприятную ситуацию. С одной стороны крупные западные инвесторы выходят из российских активов, причем – из самых привлекательных. Значит, резко падает капитализация наших компаний. Еще это значит, что наступает настоящий кризис ликвидности, о призраке которого ЦБ и Минфин говорят с весны. Уже сейчас российские компании не могут кредитоваться на западных рынках. И РСПП обращается к президенту Медведеву с просьбой предоставить бизнесу доступ к стабфонду РФ. Между тем, накопления уже тратятся на выплаты пенсий, и их, по разным подсчетам, даже в этом случае может хватить максимум на пять-десять лет.
С другой стороны, падение рубля будет означать всплеск инфляции. До сих пор ЦБ точечными действиями удавалось как-то сдерживать рост цен. Но без роста цены рубля инфляцию уже не остановить.
Обострение грузинско-российского конфликта может ударить не только по фондовому рынку. В среднесрочной и долгосрочной перспективе аналитики рейтингового агентства Standart&Poors «могут принять решение» об изменении кредитного рейтинга России. Об этом заявил во вторник в эфире радиостанции«Эхо Москвы» глава московского представительства Standart&Poors Алексей Новиков.
«Финансовые рынки крайне негативно относятся ко всем конфликтам, и прежде всего к конфликтам, в которые вовлечены вооруженные силы, и к таким долгоиграющим, с которым мы имеем дело сейчас», – сказал Новиков.
А «негативный эффект от этих конфликтов, как правило, больше, чем прямые издержки на них», заметил он.
Поэтому «ожидать негативных последствий в результате данного конфликта имеет смысл, хотя размеры этих последствий, которые могут повлиять на решение о кредитном рейтинге России, еще предстоит осознать», считает он.
«Пока мы имеем дело только с двухнедельной статистикой по оттокам капитала и с первой, хоть и негативной, но пока только начальной реакцией инвесторов», – отметил Новиков.
Отток капитала действительно происходит. По словам Новикова, Россия может стать более краткосрочным объектом для инвестиций, чем российская экономика того хотела бы.
Впрочем, мощная финансовая позиция РФ, огромные резервы, профицит бюджета и другие параметры нивелируют негативный эффект. Поэтому дальнейшее обострение конфликта может оказаться недостаточным для изменения кредитного рейтинга, считает Новиков.