Концепцию развития финансового рынка России до 2020 года разработали Ассоциация Региональных банков (АРБ) совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» и Общественной палатой РФ.
Рынок должен быть полезен не только банкам, но и населению, и финансовые посредники тоже должны это четко понимать
Решение об этом было принято в январе текущего года. Документ представят к обсуждению на совете АРБ 15 августа в Нижнем Новгороде и затем – на Сочинском инвестиционном форуме в сентябре.
Сейчас этот проект обсуждается правительством и Центробанком.
В конце прошлой недели Министерство экономического развития РФ представило в правительство проект Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Роль финансового сектора там обозначена, но в общих чертах, без детализации, которая, в принципе, не является задачей такого глобального документа.
Обсуждаемая концепция основывается на прогнозах, сделанных Министерством экономики, и одновременно расширяет ее в части банковского, финансового, страхового сектора, инвестиционного рынка, лизинговых и брокерских услуг.
По мысли авторов документа, в России создание мощного финцентра возможно только при объединении усилий финансистов, экономистов, юристов и социологов.
Концепция развития финансового рынка России до 2020 года включает в себя стратегии развития отдельных секторов финансового рынка – банковского, страхового и инвестиционного.
Цель документа состоит в том, чтобы буквально «втащить» на финрынок имущественные активы, сконцентрированные в других секторах экономики, но до сих пор не получившие должной рыночной оценки или выведенные государством с финансового рынка.
По мнению разработчиков, сейчас одной из главных задач является аккумулирование и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочных ресурсов. Это позволит качественно улучшить основные финансово-экономические характеристики. Источниками роста в сценарии прорыва, описанном в Концепции, во-первых, являются средства государственных фондов (они по замыслу будут преобладать в первые три года).
Во-вторых, катализаторами развития выступят долгосрочные ресурсы рынка капиталов – обеспеченные облигации, ипотечные ценные бумаги, инструменты секьюритизации – при участии средств пенсионных фондов и страховых компаний.
При этом рынок ипотечного кредитования окажется показателем успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов.
Большое значение банкиры придают программам долгосрочных целевых сбережений населения, в том числе жилищных накоплений и сберегательных сертификатов, а также капитализации нефинансовых активов (залогов, права собственности, включая интеллектуальную, оформления прав на недра и иные природные ресурсы и вовлечения их в финансовый оборот).
Развитие финансового сектора связано с повышением доступности финансовых услуг: расширением клиентской базы, созданием систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, микрофинансовые организации, операторов связи.
Наконец, участники рынка стараются идти в ногу со временем и выступают за внедрение инноваций, таких как структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг.
Кроме того, концепция предполагает снятие излишних административных барьеров и ограничений, вызванных избыточным регулированием.
Наконец, банкиры высказываются за повышение роли национальной валюты и за сокращение аутсорсинга финансовой системы, то есть трансграничного оказания финансовых услуг различным группам российских клиентов.
Вице-президент Ассоциации российских банков и председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Олег Иванов, анализируя положения концепции, говорит, что сейчас в России действуют два основных документа, регулирующих финансовую сферу: «Стратегия развития банковского сектора до 2008 года», разработанная Центробанком и правительством, и «Стратегия развития финансового рынка на 2006–2008 годы», разработанная правительством.
Оба документа прекращают срок своего действия в текущем году. То же самое можно сказать и о стратегии развития страхового рынка.
«Теперь банковское сообщество предлагает комплексную концепцию, которая может стать основой для новых стратегий развития банковского сектора и финансового рынка, чтобы в конце 2008 года правительство уже имело новые документы, – сказал Олег Иванов газете ВЗГЛЯД. – Они должны включать как среднесрочные стратегии на 3–5 лет с точными сроками и объемами финансирования, так и долгосрочные, к примеру, как предлагается, до 2020 года».
«Рынок должен быть полезен не только банкам, но и населению, и финансовые посредники тоже должны это четко понимать», – утверждает он.
По его мнению, услуги должны быть понятны и доступны не только в центре страны, но и в периферийных регионах и сельскохозяйственных областях.
Поэтому банковская система России ищет подход ко всем группам населения. Активность банков, поясняет Иванов, связанная с движением в регионы, расширением клиентской базы, внедрением карточных программ, дистанционного банкинга, позволяет сделать отечественную финансовую систему действительно всеобъемлющей. Поэтому одним из элементов предлагаемого подхода является стратегия повышения доступности финансовых услуг.
«Мы считаем, что понятие финансового центра не должно рассматриваться только в пределах Садового кольца. Эта мысль должна стать основой государственной стратегии доступности финансовых услуг, – сказал Олег Иванов. – Это понятие гораздо шире, чем повышение стоимости российских акций. Пока финансовые услуги не станут привычными большинству населения страны независимо от места проживания, в России не будет финансового центра».