В четверг рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) опубликовало отчет «Мировые автопроизводители побеждают в борьбе за российский рынок». В нем говорится о том, что международные автоконцерны «активно осваивают рынок России». В этом нет ничего удивительного, ведь, по мнению аналитиков S&P, «подпитываемый нефтью экономический бум в этой стране сопровождается быстрым ростом спроса на иностранные легковые автомобили».
Ежегодный рост продаж легковых автомобилей в России в ближайшие четыре года составит 6,5%
По данным S&P, в 2007 году объем продаж импортированных автомобилей различных марок вырос в сравнении с предыдущим годом на 61%, превысив 1,6 млн единиц; это крупнейший сегмент российского автомобильного рынка (43%).
«Все идет к тому, что в этом году Россия станет вторым по величине автомобильным рынком Европы, и неудивительно, что автопроизводители всего мира стремятся на него попасть, чтобы реализовать возможности роста и повышения прибыли, которых недостает на уже насыщенных рынках Западной Европы и США», – отмечает кредитный аналитик S&P Варвара Никанорова.
Напомним, что в 2007 году Россия вошла в пятерку ведущих автомобильных рынков Европы, «выдавив» оттуда Испанию. Потом, обогнав Францию и Великобританию, заняла в нем почетное третье место. Первое и второе остались за Германией и Италией.
В 2008 году, по данным S&P, британский автомобильный рынок смог вернуть свои позиции. «В настоящее время первые три места по продажам автомобилей в Европе занимают Германия, Великобритания и Италия», – сообщила газете ВЗГЛЯД Варвара Никанорова.
В то же время, по числу автомобилей на тысячу человек Россия занимает второе место в Европе и 5 место в мире. В 2007 году, по данным S&P, на 1000 россиян приходилось 228 машин. Первое место в этом рейтинге занимают США (981 автомобиль), второе – Германия (654 автомобиля), третье – Япония (541 автомобиль) и четвертое – Южная Корея (302 автомобиля).
При этом, в отличие от многих стран, в России предпочитают покупать дорогие авто. Каждая пятая машина, купленная россиянами, относится к классу «премиум» с ценой от 40 тыс. долларов. Всего в этом сегменте автомобильного рынка в России было продано машин на 10,9 млрд долларов.
По мнению аналитиков, в сложившихся обстоятельствах российские автомобильные компании «с их неэффективным производством, низким качеством продукции и малопривлекательным брендом» вынуждены заключать союзы с зарубежными производителями. Им это необходимо для выживания в условиях высокой конкуренции, отмечается в отчете.
В настоящее время каждый российский автопроизводитель сотрудничает как минимум с одним иностранным партнером, поясняют аналитики.
В качестве примера S&P привел союз АвтоВАЗ и Renault S.A., которые в феврале 2008 года подтвердили свое стратегическое партнерство.
По всей видимости, альянс «Renault – АвтоВАЗ» станет третьим в мире по объему выпуска автомобилей, предсказывают аналитики S&P.
Однако, и на этом S&P акцентирует внимание, основные возможности увеличения производства автомобилей в России для мировых автопроизводителей связаны с проектами сборки автомобилей на заново построенных площадках.
Иностранные автомобильные компании в ближайшие годы планируют создать в России «с нуля» новые сборочные производства, которые позволят дополнительно выпускать до 770 тыс. автомобилей в год.
В число этих компаний входят Nissan Motor Co. Ltd., Toyota Motor Corp., Suzuki Motor Corp., General Motors Corp., Hyundai, Volkswagen AG и Peugeot S.A. Кстати, в день выхода отчета, 5 июня, в Санкт-Петербурге прошла церемония закладки завода Hyundai. Как сообщил вице-президент компании Ан Джу Су, завод рассчитан на производство 100 тыс. автомобилей в год.
В 2007 году объем продаж иномарок, произведенных на территории России, составил 17%. В будущем такое соотношение экспортируемых и «отечественных» иномарок, скорее всего, сохранится. «Принимая во внимание запланированные проекты мировых автопроизводителей по сборке автомобилей на площадках в России и одновременно с этим рост спроса в России, мы не ожидаем, что эти доли сильно изменятся», – пояснила Варвара Никанорова.
По прогнозам аналитиков S&P, ежегодный рост продаж легковых автомобилей в России в ближайшие четыре года составит 6,5%. При этом, по прогнозам J.D. Power and Associates, рост отечественного автомобильного рынка продлится в течение ближайших 10 лет. Правда, молодые рынки Китая и Индии будут расти еще динамичнее. В то же время, иностранным автоконцернам не имеет особого смысла расширять свое производство на их территориях из-за угрозы затаривания рынка.
«Мы ожидаем, что в России, в отличие от этих двух стран, создание избыточных производственных мощностей маловероятно, а значительная часть спроса будет, как и прежде, удовлетворяться за счет импорта, – указывает кредитный аналитик S&P Мария Биссинджер. – Поэтому компании, выходящие на российский рынок, будут в меньшей степени испытывать трудности, связанные с ценовыми войнами и конкурентным давлением, хотя сами они создадут дополнительное давление на российских производителей».