Саудовская Аравия отказалась от услуг РЖД по строительству 520-километровой железнодорожной магистрали от Аз-Забиры до международного аэропорта имени Короля Халида в Эр-Рияде. Об этом в среду сообщил глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Это не проблема технологий или РЖД. Это проблема международных отношений
«Саудовская Аравия отменила результаты конкурса на строительство железной дороги, в котором победило ОАО «РЖД», – сказал Владимир Якунин, выступая на Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520».
По его словам, решение властей Саудовской Аравии было продиктовано не экономическими или техническими проблемами российской компании, а политическими. «Это не проблема технологий или РЖД. Это проблема международных отношений», – пояснил глава «Российских железных дорог».
Напомним, что победу в тендере по контракту на строительство железнодорожного участка Аз-Забира – международный аэропорт имени Короля Халида РЖД выиграла в начале 2008 года.
Надо сказать, что РЖД стала единственной из иностранных компаний, участвовавшей в тендере самостоятельно, а не от имени крупных консорциумов. При этом она смогла обойти в том числе четыре саудовских консорциума.
По словам Владимира Якунина, предложение РЖД по одной из четырех частей программы по модернизации железнодорожной сети Саудовской Аравии, известной под общим названием «Север – Юг», было признано лучшим.
«Север – Юг» – это один из самых масштабных проектов на Ближнем Востоке: общая длина железнодорожной трассы должна составить 2,4 тыс. километров, а ее стоимость – превысить 2 млрд долларов. Финансирует проект специальный фонд при Министерстве финансов Саудовской Аравии. Окончание строительства ожидается в 2010–2011 годах.
21 января российская компания получила официальное письмо от Министерства финансов Саудовской Аравии с приглашением на переговоры по заключению контракта стоимостью около 800 млн долларов.
В рамках предполагаемого контракта РЖД должна была проложить магистраль длиной около 520 километров. При этом необходимо было построить 621 водопропускную трубу, 20 верблюдопереходов, 26 железнодорожных и автодорожных путепроводов, а также 8 железнодорожных мостов. Объем земляных работ, по прогнозам экспертов, должен был составить свыше 112 млн кубометров.
По данным пресс-службы ОАО «РЖД», подписание контракта ожидалось весной 2008 года. Сами работы, по прогнозам компании, должны были начаться к концу текущего года, сообщает РИА «Новости».
Отказ Саудовской Аравии от услуг РЖД по строительству железной дороги для большинства экспертов оказался неожиданностью.
К тому же этот проект казался выгодным для обеих сторон. Оценивая экономическую выгоду проекта для России и Саудовской Аравии, заведующий сектором экономики Института востоковедения РАН Александр Филоник не так давно сказал: «Это даст дополнительные возможности для России в подъеме производства, занятости рабочей силы, активизации технической мысли и т.п. Но и, естественно, для Саудовской Аравии это будет также выигрышный проект, поскольку наша железнодорожная техника надежна, проста, неприхотлива к тяжелым условиям и будет служить десятилетиями. К тому же экономический эффект для королевства будет большим. Известно, что там, куда приходит дорога, начинается интенсивный подъем экономики, до 10 раз увеличиваются объемы и темпы роста, освоения территорий, их заселения».
Эксперты назвали две наиболее вероятные причины, по которым Саудовская Аравия могла пойти на отмену итогов конкурса, в котором победила РЖД.
С одной стороны, это решение могла пролоббировать одна из мировых корпораций, также претендовавших на контракт по строительству железнодорожной магистрали от Аз-Забиры до международного аэропорта имени Короля Халида.
Но, скорее всего, причина этого шага властей Саудовской Аравии чисто политическая. О чем и говорил Владимир Якунин. На днях Эр-Рияд посетил Джордж Буш. Эксперты считают, что этот визит ознаменовал собой примирение Саудовской Аравии и США, отношения между которыми испортились после терактов 2001 года.
В сложившейся ситуации Саудовская Аравия должна была чем-то «пожертвовать», чтобы показать Вашингтону свое расположение. Тем более что несколько дней назад власти страны сообщили о том, что собираются отказаться от закупок американской военной техники и вооружений в пользу российских. Может быть, в этом случае «крайней» оказалась РЖД.
Эксперты не исключают, что в этом случае подряд на строительство железной дороги от Аз-Забиры до международного аэропорта имени Короля Халида в скором времени получит одна из корпораций США.