Транспортная система России давно не удовлетворяет потребностям страны. В России за 10 последних лет автомобилей стало на 85% больше, а протяженность дорог увеличилась только на 16%. Из-за этого потери бюджета достигают 3% ВВП.
Чтобы решить проблему с дорогами России до 2010–2015 годов, требуется около 9 трлн рублей
Доля российского транзита составляет только 1% от товарооборота между Европой и Азией, то есть 5–7% потенциала страны.
Из-за плохого состояния дорог или их отсутствия регионы развиваются неравномерно, и это мешает осваивать их природные ресурсы.
Например, в Сибири и на Дальнем Востоке по сравнению с европейской частью страны транспортная доступность населения в 100 раз ниже, дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 км в 450 раз меньше.
Сейчас транспортные издержки в России в цене продукции составляют 20%, а надо снизить их как минимум до 15%, хотя в развитых странах они не превышают 7–10%. Скорость движения товаров в стране – 1000 км в сутки, в Европе – 1400 км.
По информации профессора ГУ ВШЭ Анатолия Федоренко, затраты на логистику в транспортных расходах достигают 80%, а в Европе – вдвое меньше. Для изменения ситуации в России будет разработана транспортная стратегия до 2030 года.
Как пояснил заместитель министра транспорта Александр Мишарин, в нее должны войти правила для работы бизнеса, в том числе в области производства строительных материалов и техники. Объем финансирования такой программы составит 4–4,5% от ВВП в зависимости от развития экономики страны.
«Стратегия должны быть согласована программами долгосрочного развития страны, прогнозами развития энергетики, ТЭК, строительного комплекса. В дальнейшем она позволит сформировать схему регионального развития России», – отметил он.
Одним из ключевых пунктов развития дорог является создание государственной компании в этой сфере. О планах создания такой структуры рассказал на Красноярском экономическом форуме кандидат в президенты первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Министр транспорта Игорь Левитин во вторник заявил, что структурой управления автодорогами сегодня занимаются федеральное агентство Росавтодор и 300 предприятий с различными формами собственности.
По его словам, сейчас министерство работает над законопроектом, который будет регулировать деятельность новой госкомпании.
Левитин вслед за Медведевым сказал, что структура не будет заниматься строительством дорог. В ее задачи будет входить привлечение инвестиций в проекты.
Чтобы решить проблему с дорогами России до 2010–2015 годов, требуется около 9 трлн рублей, сказал министр в эфире РСН. На первых порах из федерального бюджета будет выделяться 80% финансирования, а из Инвестфонда и от частных инвесторов – 20%. К 2020 году частный капитал должен будет составлять 40%.
Отвечая на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, Левитин сообщил, что Минтранс предлагает заключать контракты с предприятиями по строительству и эксплуатации дорог на пять лет. Сегодня они заключаются только на один год с возможностью продления до трех лет.
По словам министра, это значительно улучшит систему финансирования строительства. Кроме того, компании смогут получать долгосрочные кредиты в банках, а те в свою очередь будут охотнее выдавать деньги. Левитин сказал, что законопроект о новой госкомпании будет рассмотрен в осеннюю сессию Госдумы.