Экономика

9 октября 2008, 17:38

Квартиры трудно продавать, и их перестают строить

Фото: sxc.hu

По данным Росрегистрации, за последние 12 месяцев число ипотечных сделок сократилось в 3 раза, а общее количество купленных квартир за этот период не увеличилось ни на один процент. Это означает, что выросло число прямых покупок. Учитывая уровень цен, совершать их могли только люди, обладающие «лишним», или «инвестиционным», капиталом. Девелоперы начинают искать новые источники получения дохода. И думают о дорожном строительстве.

Существующий уровень цен на жилье давно перестал соответствовать платежеспособному спросу – купить квартиру стало абсолютно нереально, а на фоне банковского кризиса с ликвидностью ипотека утратила доступность. При средней рыночной цене за метр в 208 тысяч рублей обычная «трешка» в новостройке стоит сегодня под миллион долларов.

Один участок Четвертого транспортного кольца между шоссе Энтузиастов и Соколиной Горой длиной в 3,8 километра будет стоить 66,2 млрд рублей

«С приходом мирового кризиса на просторы России инвестиционно-спекулятивный спрос на жилье канул в Лету, и теперь девелоперам придется ориентироваться на платежеспособность реального покупателя. Сделать это просто – снизить цены или уйти с рынка, так как отечественные банки вряд ли захотят вкладываться в спекулятивные ожидания строителей, во всяком случае, сейчас», – говорит аналитик компании «Экспертиза-Проект-XXI» Денис Тепляшин.

Наиболее привлекательными в этой ситуации могут стать проекты строительства платных автодорог. Частных инвесторов активно призывает министр транспорта Юрий Левитин, считающий, что на общем негативном фоне частные дороги могут стать одним из самых стабильных островков стабильности. Как сообщает агентство «Индикаторы рынка недвижимости», наиболее привлекательными сейчас считаются проекты скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург и развязки трассы Москва – Минск – МКАД в районе Одинцово.

Согласно данным Ассоциации строителей России, срок окупаемости практически любых дорожных проектов составляет порядка 8–10 лет. Судя по всему, частных инвесторов эти сроки совсем не пугают, более того, дорожные проекты тем и привлекательны в любых экономических обстоятельствах, что обеспечивают владельцу дороги стабильный денежный поток.

Как уверял газету ВЗГЛЯД один из членов этой ассоциации, стоимость проезда планируется минимальная – около 4 рублей за километр. Подсчитано, что в сутки по подобной трассе будет проезжать более 60 тысяч единиц транспорта. Т. е. суточная выручка составит 240 тысяч рублей за километр пути.

Хуже дело обстоит с затратной частью. Например, объем инвестиций в развязку с МКАД оценивается в 17,5–18 млрд рублей, из которых доля «частников» – 42%. Инвестиционный фонд выделяет чуть больше 10 млрд руб. Казалось бы, остающаяся сумма достаточно привлекательна своей масштабностью, и под нее любой крупный банк в состоянии предоставить кредит.

Ставка по таким вкладам сейчас находится на уровне 17–20% годовых. «Получается, что при доходности дороги вдвое меньше лучше просто положить деньги на депозит. При столь очевидной разнице в доходах выгода все-таки есть, и заключается она в преимущественном праве на приобретение придорожных участков земли», – говорит директор стройкомпании «Регион-строй» Антон Привольнов.

Но все дело в том, что наибольшую выгоду при реализации платных дорог во всем мире строители получают как раз от использования территорий, прилегающих собственно к трассе, а не от получения платы за проезд автотранспорта. Поэтому следует обратить внимание на то, что планируется строить на этих участках.

Во-первых, это логистические парки, которые должны перерабатывать и формировать грузопоток в регионы России. Согласно расчетам экспертов, грамотное использование складов может увеличить доходность инвестиций в частные дороги на дополнительные 10–12%.

Второе место занимают гостиницы, рестораны и торгово-развлекательные центры. Сегодня склады в Московском регионе по сравнению с остальными видами коммерческой недвижимости являются объектом наименее рискованных инвестиций, а годовая доходность принесет еще порядка 15%. Таким образом, доходность инвестиций в платные дороги может составить порядка 30%, а срок окупаемости сократится до 3 лет.

Это уже очень привлекательно, тем более в условиях кризиса у застройщиков жилой недвижимости. Интересен другой вопрос – стоимость дорожных работ. Например, гендиректор компании-застройщика Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) Эрик Бугулов сообщил, что она обойдется в 469 млрд рублей. Протяженность 250 километров. Т. е получается, что один километр трассы обходится налогоплательщикам в 1 млрд 800 млн рублей, или 70 с лишним миллионов долларов.

Но и эти суммы не предел. Так, только один участок Четвертого транспортного кольца между шоссе Энтузиастов и Соколиной Горой длиной в 3,8 километра будет стоить 66,2 млрд рублей, т. е. по 17,3 миллиарда за километр пути. В долларах это будет около 680 миллионов за 1000 метров. Застройщик этого денежного безумия – компания «Мостотрест».

Для сравнения – большой адронный коллайдер на границе Швейцарии и Франции обошелся налогоплательщикам на порядок дешевле, хотя и пролегает на глубине 100 метров в горном массиве. Но оказывается, что цена московской земли со всеми «заморскими» технологическими «выкрутасами» даже сравниваться не может. У нас дороже, потому что дороже, и все.

«Абсолютно благодарный сюжет для стеба в адрес правительства, — комментирует научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Но сравнение с коллайдером некорректно. Можно сравнить, например, с туннелем под Ла-Маншем — это тоже дорога. Километр этого туннеля тоже дешевле, чем километр Четвертого транспортного кольца. Но строительство в городах с точки зрения денег — это хуже, чем по дну Атлантического океана. В городах чрезвычайно дорогие земля и прокладка коммуникаций».

Наверное, специалистам виднее. Однако астрономические суммы, которые будут изъяты из наших карманов, все-таки вызывают сомнения. Так, что даже неловко говорить о прибыльности или же убыточности инвестиций в наши дороги, в которых мы так нуждаемся.

На сегодняшний день особой очереди к проектам дорожного строительства нет. Крупнейшие девелоперские компании оказались разом в «группе максимального риска». Котировки многих из них уже упали до 70%. Причины тому – переоценка портфелей проектов в долгосрочной перспективе и большое количество объемов долгов в краткосрочной перспективе.

«Если раньше компании приобретали активы, открывали новые производства за счет средств, занятых на международных рынках, и могли всегда перекредитоваться, то сейчас деньги в огромном дефиците или слишком дороги», – говорит представитель консалтинговой компании «ПроектСтройкомплекс-М» Игорь Тяжлов.

Вполне вероятно, как считают финансовые аналитики, кризис девелопмента заставит пересмотреть стоимость и дорожного строительства, потому как «быть впереди планеты всей» в ценах не может быть предметом гордости. И еще больше не хочется, чтобы спустя какое-то время и этот сегмент рынка был признан спекулятивным, как это уже произошло с жилой недвижимостью.

Текст: Павел Огородников

Вам может быть интересно

За ночь над Россией нейтрализовали 77 украинских дронов
Темы дня

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

«Великие Луки» помогут созданию атомных подводных лодок нового поколения

Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?

Российские силовики рассказали о дезертирстве почти всей бригады ВСУ

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Лучшие роли Веры Алентовой: главные фильмы и яркие образы

Новости

В Театре им. Пушкина сообщили о церемонии прощания с Верой Алентовой

Прощание с народной артисткой России Верой Алентовой состоится в понедельник, 29 декабря, сообщили в Театре им. Пушкина, где актриса прослужила 60 лет.

Бойцы ВС России показали захваченный штаб батальона ВСУ в центре Гуляйполя

Бойцы российской группировки войск «Восток» захватили в центре Гуляйполя Запорожской области штаб батальона ВСУ с техникой и документацией противника.

Путину и Орбану предложат принять участие в заливке первого бетона АЭС «Пакш-2»

Участие президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в церемонии заливки первого бетона на строительстве венгероской АЭС «Пакш-2» будет обсуждаться, рассказал глава Росатома Алексей Лихачев.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Назван средний возраст рождения первенца в России

В среднем женщины в России впервые становятся матерями в 31 год, тогда как в странах Европы этот показатель еще выше, отметили в Российской академии наук.

Захарова напомнила о первопричинах трагедии с крушением самолета AZAL

Дипломат напомнила, что 25 декабря – день боли и скорби для нескольких народов, так как в авиакатастрофе погибли граждане России, Азербайджана и Казахстана, пострадали граждане Киргизии.

США проявили интерес к майнингу на Запорожской АЭС

В ходе встречи с представителями бизнеса 24 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что с Вашингтоном обсуждается возможность совместного управления Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) без участия Украины, сообщил «Коммерсант».

Онищенко назвал шестидневку идеальным вариантом для России

Переход на шестидневную рабочую неделю никаких рисков для здоровья не несет, а наоборот способствует выполнению государственной задачи по подъему уровня экономики, заявил академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мединский осудил власти Украины за смену дат Рождества

Помощник президента Владимир Мединский раскритиковал попытки властей на Украине изменить традиционные конфессии и обратил внимание на сложную религиозную ситуацию в стране.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов