«Мы приняли важные решения. Имеется спрос на создание этой газовой ОПЕК, и достигнут консенсус в создании газовой ОПЕК», – сказал Голямрези Нозари журналистам после встречи с представителями «Газпрома» и Катара.
На долю этих стран приходится более 55% мировых запасов газа и около 27% мировой добычи газа
Впрочем, глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на пресс-конференции после Нозари, высказался о создании газовой ОПЕК более дипломатично. «Мы решили сблизить контакты, и мы можем сказать, что сегодня была сформирована крупная газовая тройка», – отметил он, добавив, что данное собрание стран – экспортеров газа имеет целью предоставление гарантий миру в поставках газа.
По словам Нозари, высокопоставленные представители трех стран образуют специальный комитет. Миллер пояснил, что комитет займется в том числе реализацией совместных проектов.
«Будет охвачен широкий круг вопросов, включая разведку, переработку и сбыт газа», – цитирует его слова Reuters.
«По запасам газа Россия, Иран и Катар, безусловно, самые крупные страны в мире. А вот по добыче эта «тройка» входит лишь в первую десятку. Если Россия занимает первое место, Иран второе, то Катар уступает нескольким странам, в том числе и США», – рассказал газете ВЗГЛЯД аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
По оценкам BP, запасы газа России составляют около 45 трлн кубометров, Ирана – 28 трлн кубометров, Катара – 26 трлн кубометров. «Таким образом, на долю этих стран приходится более 55% мировых запасов газа и около 27% мировой добычи газа», – добавляет аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков.
В число крупнейших добытчиков газа в мире также входит Алжир. В настоящее время производители газа объединены в Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ), министерская встреча которого должна состояться в Москве во второй половине ноября. В неформальном Форуме экспортеров газа помимо этих четырех стран участвуют Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, Катар, Тринидад-и-Тобаго, ОАЭ, Венесуэла и Норвегия (в качестве наблюдателя).
Министр энергетики Катара Абдулла аль-Аттия предположил, что на следующем совещании этих стран может быть подтверждено создание газовой ОПЕК.
Сторонником создания организации, которая, как и нефтяной картель, могла бы регулировать цены на газ на мировом рынке, долгое время выступал Иран. Однако Россия куда более сдержанно относилась к такой идее, отмечая, что цены на «голубое топливо» регулировать невозможно из-за отсутствия рынка газа как такового.
«Если газовая ОПЕК будет создана, то она сможет регулировать объемы добычи газа и маршруты транспортировки, но не цены на газ. В большинстве регионов в мире цены на газ являются производными от цен на нефть и нефтепродукты, а также другие альтернативные топлива, поэтому цены на газ не определяются соотношением спроса и предложения», – пояснил ВЗГЛЯДу Виталий Крюков.
Например, в Европе предложение газа превышает спрос, однако цены не снижаются, а только растут в связи с повышением цен на нефть и нефтепродукты.
«Только в следующем году цены на газ в Европе снизятся в результате падения цен на нефть с середины июля», – добавил эксперт.
«Действительно, деятельность газовой ОПЕК гораздо сложнее нефтяного картеля с технической точки зрения, – соглашается Александр Назаров. – Торговля газом имеет свои особенности. Транспортировка ведется через трубопровод. Газ не торгуется на бирже ввиду отсутствия мировой площадки».
Поэтому, уверены аналитики, цены не удастся регулировать за счет простой корректировки объемов предложения. Ко всему прочему поставки газа осуществляются по долгосрочным контрактам, лишая продавцов гибкости в ценообразовании.
По мнению Александра Назарова, после создания газовой ОПЕК страны будут «работать в плане сотрудничества по развитию газодобывающей промышленности».
«Газпрому» было бы интересно сотрудничать с Ираном и Катаром в сфере добычи газа и производства СПГ, реализовывать совместные проекты в геологоразведке, может быть, закупать у них газ, считает Крюков. «В любом случае создание газовой ОПЕК позволит странам координировать свои действия на газовом рынке, но ее роль будет серьезно отличаться от нефтяной ОПЕК», – заключает он.