Юлия Тимошенко предложила Евросоюзу партнерство в реализации проекта газопровода «Белый поток» для поставки сырья из Азии в Европу.
Трубопровод является весьма капиталоемким и сложно реализуемым технически, что затруднит привлечение к нему инвесторов
Свою инициативу «оранжевая принцесса» изложила во вторник комиссару ЕС по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бените Ферреро-Вальднер, сообщает агентство УНИАН.
Идея проекта «Белый поток» заключается в строительстве трубопровода из Туркменистана через Каспийское море в Азербайджан, затем в грузинский порт Супса, а далее по дну Черного моря через Крым в направлении Европейского союза.
«Да, сегодня существует проект, который поддерживается ЕС – Nabucco, – говорит госпожа Тимошенко. – Но мы хотели бы предложить рассмотреть проект «Белый поток», который проходит через территорию Украины и также выполняет функцию диверсификации поставки газа в Европу». Этот проект, по мнению украинского премьера, может быть более экономически эффективным. «И мы хотели бы, чтобы Украина и ЕС были партнерами в его реализации», – подчеркнула «оранжевая принцесса».
Средства на прокладку газопровода Юлия Тимошенко собирается привлечь от «донорской группы». Однако конкретизировать, кто в нее входит, чиновник не стала, отметив лишь, что конференция доноров пройдет в ближайшее время и «даст возможность Украине получить серьезную техническую и финансовую поддержку».
Строительство еще одного, третьего газопровода в Каспийском регионе нецелесообразно, сходятся во мнении опрошенные газетой ВЗГЛЯД отраслевые эксперты.
«В настоящее время это было бы уже перенасыщение транспортной инфраструктуры данного региона, – отмечает аналитик ИК «Велес капитал» Дмитрий Лютягин. – Так как примерно по тем же маршрутам будет прокладываться «Южный поток» и Nabucco, которые поначалу не будут выходить на полную мощность из-за отсутствия на текущий момент надобности в таком объеме газа».
Проект имеет минимальные шансы быть реализованным, продолжает тему эксперт Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова.
По ее мнению, это связано с тем, что, несмотря на стремления стран – членов ЕС уменьшить свою зависимость от российского газа, в Европе понимают, что возможности добычи газа в Туркмении, откуда, предположительно, на европейский рынок будет поставляться сырье, и в Азербайджане в достаточной степени исчерпаны.
«Безусловно, они будут расти, но не теми темпами, чтобы иметь возможность в значительных объемах поставлять газ в Европу, – отмечает она. – Кроме того, Туркмения уже заключила долгосрочные контракты с Россией и Китаем, а в обозримом будущем на туркменский газ претендуют также Индия и Пакистан».
Эксперт считает, что никаких видимых достоинств для европейского потребителя в перспективе реализации проекта нет. «Помимо этого, трубопровод является весьма капиталоемким и сложно реализуемым технически, что затруднит привлечение к нему инвесторов», – констатирует она.
В ИК Financial Bridge уверены, что данный проект не имеет шансов на реализацию. «Это противоречит как интересам России, так и интересам ряда участников самого Nаbucco», – поясняет аналитик Дмитрий Александров. По его мнению, наполнять все три трубопровода одновременно в ближайшей перспективе не представляется возможным.
«Поэтому в данном случае мы имеем дело с чисто политическим заявлением Юлии Тимошенко, сделанным в Брюсселе для местного потребления, – уверен он. – Глава украинского правительства стремится продемонстрировать свою ответственность и готовность всячески содействовать росту энергобезопасности Европы».
Поддержка Брюсселя дает ей дополнительные козыри перед президентскими выборами и в переговорах с Москвой, считает эксперт.
Господин Александров оценивает «Белый поток» при его протяженности в 2000 километров в 5,3–6,7 млрд долларов. Дмитрий Лютягин называет ориентировочную стоимость газопровода в диапазоне 4,7–5 млрд долларов.