– Каким образом Сургутнефтегаз и Зарубежнефть могут войти в Роснефтегаз?
– Возможностей осуществить эту сделку – огромное количество. Думаю, будет банальная покупка. Главное – договориться с собственниками. А кто будет выступать формальным продавцом – не важно. Если есть политическая воля продать и купить, то сделка будет завершена. Закольцованность структуры собственности акций большой роли не сыграет.
Могут быть задействованы более сложные и непрозрачные схемы, когда внешне по отчетности проходят номинальные цифры купли-продажи
– Каким образом собственники Сургутнефтегаза могут получить деньги?
– Акциями владеют структуры Сургутнефтегаза. Фактически эти ценные бумаги принадлежат топ-менеджменту материнской компании. После продажи акций деньги появляются на счету аффилированных структур. Дальше эти средства могут быть выведены в качестве дивидендов на Сургутнефтегаз и распределены между собственниками. Либо выплачены в качестве бонусов менеджерам, которые продали ценные бумаги.
Могут быть задействованы более сложные и непрозрачные схемы, когда внешне по отчетности проходят номинальные цифры купли-продажи, а реальная стоимость выплачивается за границей по, предположим, офшорным счетам.
Возможна схема, при которой Сургутнефтегаз не получит денег совсем. В этом случае структуры «Сургута» переводят акции покупателю, а последний перечисляет средства на счета компании-продавца. В итоге холдинг переходит покупателю вместе с деньгами за сделку, которые числятся на его балансе.
– Для чего необходимо участие Роснефтегаза в сделке?
– Это специализированная государственная организация по управлению активами в нефтегазовом секторе. Ведь 75,16% акций Роснефти и 10,74% Газпрома, которые числятся на ее балансе, не только хранятся на балансе Роснефтегаза – компания управляет этими пакетами.
– Что произойдет с Сургутнефтегазом и Зарубежнефтью после перехода их акций в Роснефтегаз?
– Смысла в передаче их активов Роснефти и Газпрому по такой цепочке нет. Государство хочет играть активную роль на нефтегазовом сегменте, и ему незачем перераспределять активы нормально работающих компаний. Все равно эти предприятия будут в государственном кармане. Если бы конечными адресатами активов были Роснефть и Газпром, то совершенно незачем создавать такую сложную схему с заведением акций Сургутнефтегаза и Зарубежнефти на баланс Роснефтегаза. Здесь другая логика.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ