Первым иностранным покупателем SuperJet-100 может стать Индия. Местные авиаперевозчики – Jet Airways, Air Deccan, Kingfisher Airlines и Indian Airlines – заинтересованы в приобретении региональных авиалайнеров и ведут переговоры с «Гражданскими самолетами Сухого».
Когда продукт только начинают продвигать на рынок, первые сделки заключаются с дисконтом от каталожной цены
«Переговоры находятся на продвинутой стадии», – утверждают источники индийских СМИ. Кроме перечисленных авиалиний, к проекту проявляют интерес компании Paramount Airways и MDLR Airways. В российской компании не подтверждают, но и не опровергают данную информацию. В Рособоронэкспорте, по каналам которого идут переговоры о зарубежных поставках SuperJet-100, затруднились оперативно прокомментировать ситуацию.
Участники переговоров надеются, что соответствующие договоры будут заключены уже в конце мая, а первый самолет будет доставлен заказчикам в 2008 году. «Сухой» предлагает выгодные условия местным перевозчикам: стоимость SuperJet-100 на 25% ниже стоимости аналогичных лайнеров у конкурентов – бразильского Embraer и канадского Bombardier. Плюс к этому российская компания предлагает бесплатный тренинг для пилотов и снабжение запчастями. Стоимость Embraer составляет 40 млн долларов, а Bombardier – 35 млн долларов. SuperJet-100 будет продаваться за 25 млн долларов.
В четверг президент «Гражданских самолетов Сухого» Виктор
Субботин сообщил, что компания готовит ряд контрактов на поставку отечественным и зарубежным заказчикам региональных самолетов SuperJet-100. В этом году компания рассчитывает продать минимум 40 самолетов SuperJet-100. Пока в портфеле компании 61 твердый заказ от российских авиаперевозчиков. Виктор Субботин не назвал конкретную страну, которая готова заказать самолет.
Ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев отмечает, что изначально предполагалось, что SuperJet-100 будет превосходить конкурентов в ценовом отношении на 15–20%. «Оценки Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского оказались еще интереснее – 30%. Но в любом случае, когда продукт только начинают продвигать на рынок, первые сделки заключаются с дисконтом от каталожной цены. Так авиакомпании-заказчики частично компенсируют риски от эксплуатации новой техники», – отмечает аналитик.
Индийский рынок очень привлекателен для авиастроителей. Сейчас на нем доминирует французская компания ATR с долей 80%. Bombardier и Embraer также предпринимают агрессивные шаги с целью увеличить свою долю. На данный момент 20% индийского гражданского авиационного флота составляют самолеты на 100 и меньше посадочных мест. К 2020 году их число планируется увеличить почти вдвое – до 200 судов.
Однако у «Сухого» могут возникнуть проблемы с укреплением позиций на индийском рынке, потому что максимальный взлетный вес модели на 95 мест превышает 40 тонн, что выводит самолет из-под действия льготных таможенных условий на ввоз авиационного топлива, действующих в Индии. Embraer и Bombardier выигрывают от этого, поскольку экономят почти 30% благодаря льготным ценам на авиатопливо.
«Опасения по поводу веса SuperJet-100 были, однако пока это только расчеты, – замечает Олег Пантелеев. – О параметрах самолета можно будет говорить только после его сертификации».