В ближайшее время Россия не собирается подписывать соглашение о создании «газовой ОПЕК».
Необязательно подписывать документы, чтобы проводить согласованную политику в отрасли, – картель будет оформлен
«Для того чтобы подписывать, надо, чтобы это было. Даже чтобы подписать меморандум о чем-то, его надо готовить, должны работать специалисты», – пояснил глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Планировалось, что Россия, Иран, Катар, Венесуэла, Алжир, Тринидад и Тобаго договорятся создании организации в Дохе 9 апреля. По структуре газовый картель должен походить на ОПЕК – организацию, которая объединяет ведущих экспортеров нефти.
9–10 апреля в столице Катара Дохе пройдет 6-й форум стран – экспортеров газа, в ходе которого планируется обсудить идею создания «газовой ОПЕК». На форум приедут представители 14 стран, в которых совокупные запасы природного газа превышают 70% от общемировых.
Единственным крупным экспортером газа, заявившим о своем отрицательном отношении к созданию картеля, стала Норвегия. Другие участники, в том числе Россия, давно говорят о необходимости более плотно координировать работу экспортеров газа.
Инициатором переговоров о создании «газовой ОПЕК» стал Иран. Идея создания газового картеля впервые была озвучена духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи на январской встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым. Планировалось, что 9 апреля страны – экспортеры газа смогут подписать документы о появлении новой организации.
Компании-потребители не разделяют инициативу производителей и опасаются, что «газовая ОПЕК» будет диктовать свои условия на рынке. Создание картеля станет «мощной долговременной угрозой для мировых энергопоставок» и негативно скажется на российско-американских отношениях. Об этом на днях заявила зампред Комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Илеана Рос-Летинен.
«Мы должны энергично противодействовать созданию этого глобального вымогательства и рэкета», – подчеркнула конгрессмен в письме на имя госсекретаря США Кондолизы Райс.
Госпожа Рос-Летинен призывает страны Центральной Азии к «строительству трубопроводов и другой инфраструктуры, которые избавят их от зависимости в газовом экспорте от России, Ирана или других стран».
В НАТО идею создания «газовой ОПЕК» также восприняли без энтузиазма. Экономический комитет НАТО в середине ноября 2006 года распространил конфиденциальный экспертный доклад, в котором предупредил 26 стран – членов альянса о том, что Россия, возможно, стремится к созданию международного газового картеля, в том числе для того, чтобы использовать энергетику в политических целях.
А комиссар ЕС по вопросам торговли британец Питер Мандельсон заявил, что создание газового картеля может стать неверным сигналом для мировых потребителей газа.
Виктор Христенко назвал опасения западных стран «неоднозначной, завышенной озабоченностью».
«Я думаю, что в какой-то степени причины озабоченности стран – потребителей газа и их резких высказываний надо искать внутри тех стран, откуда это проистекает, и смотреть на те действия, которые подчас сами страны-потребители реализуют, декларируют или заявляют», – считает министр.
Он уверен, что это отвлекающий маневр. «Многие из этих действий, планируемых или осуществленных, создают ту ситуацию, из которой очень выгодно из стран – экспортеров газа нарисовать монстра, создать образ глобальной угрозы, чтобы отвлечь от своих проблем. Это традиционный политический прием», – объяснил Виктор Христенко.
По его словам, Россия не будет «дружить» в энергосфере против каких-либо государств, а основная цель мирового энергетического сообщества – выработка инструментов по снижению рисков и повышению надежности энергорынков.
Президент Российского газового общества, глава думского Комитета по энергетике Валерий Язев считает, что отсутствие международного газового картеля, наоборот, может привести к конфликтам из-за энергоресурсов. «Если мы не установим правила игры, нормального доступа, то начнутся войны за энергоресурсы. Десятилетий у нас нет. Максимум – это годы», – предупреждает Валерий Язев.
Депутат уверен, что такая организация необходима прежде всего для России. «России как стране-экспортеру это чрезвычайно важно. «Газовая ОПЕК» нужна как элемент формирования правил игры, как организация, которая бы установила справедливые правила торговли энергоресурсами, которая основывается на экономических законах и принципах», – объяснил он.
По мнению начальника аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александра Разуваева, «газовая ОПЕК» будет существовать в любом виде – формально или неформально.
«Необязательно подписывать документы, чтобы проводить согласованную политику в отрасли. Так или иначе, картель будет оформлен», – убежден эксперт.
«Это в том числе и политический шаг, ответ России на критику Запада в вопросах поставок энергоресурсов», – резюмировал Александр Разуваев.