Владимир Путин подписал указ о присоединении ОАО «Транснефтепродукт» к Транснефти. В документе говорится, что слияние компаний осуществляется «в целях формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов ее переработки трубопроводным транспортом и защиты экономических интересов России».
Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев сказал газете ВЗГЛЯД, что указ президента в компанию еще не поступил
Отраслевые эксперты констатируют, что теперь контроль транспортировки нефти и ее производных будет сконцентрирован в одних руках.
Указ президента вступил в силу 16 апреля. В рамках подготовки Транснефтепродукта к слиянию с Транснефтью компания будет приватизирована. Для этого компанию вычеркнут из перечня стратегических предприятий.
100% обыкновенных акций Транснефтепродукта будут внесены в качестве вклада России в уставный капитал Транснефти «в порядке оплаты государством размещаемых Транснефтью дополнительных обыкновенных акций в связи с увеличением его уставного капитала». После объединения корпораций доля государства в монополии составит не менее чем 75% плюс 1 акция. Завершить объединение Владимир Путин поручил в течение 5 месяцев.
Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев сказал газете ВЗГЛЯД, что указ президента в компанию еще не поступил. «Как получим, сразу начнем проводить подсчеты с профильным министерством и планировать совместную работу», – отметил топ-менеджер.
Представитель Транснефтепродукта от комментариев отказался, сославшись на «нехватку информации». Но первый вице-президент Транснефтепродукта Владимир Караманов заявил РИА «Новости», что «решение об объединении будет выполнено». «Так как 100% акций Транснефтепродукта принадлежит государству, решение основного акционера будет исполнено», – уверен господин Караманов.
Объединение компаний означает появление на российском рынке трубопроводного транспорта гигантской монополии. Транснефть выступает монополистом по транспортировке нефти в России. Транснефтепродукт, в свою очередь, обладает монопольным правом на транспортировку производных нефти. Это единственная в России компания, транспортирующая светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) от 16 нефтеперерабатывающих заводов в различные регионы России, Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана, а также в страны дальнего зарубежья по системе магистральных и распределительных нефтепродуктопроводов
Отраслевые эксперты оптимистично оценивают перспективы объединенной корпорации. Аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин считает, что «слияние поможет Транснефтепродукту в осуществлении проектов, таких как строительство северного и южного продуктопроводов». «Объединение с Транснефтью позволит компании брать займы на более выгодных условиях, дешевле привлекать деньги», – говорит эксперт.
Старший аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кормщиков придерживается другого мнения. «На мой взгляд, объединение нужно для того, чтобы сосредоточить контроль над транспортировкой нефти и нефтепродуктов в одних руках», – рассказывает специалист.
Эксперт сетует на то, что условия слияния до сих пор остаются неясными. «Непонятно, какое влияние окажет сделка на стоимость компании с точки зрения инвесторов», – поясняет Алексей Кормщиков.
Эксперты оценивают Транснефть в 13–15 млрд долларов. Стоимость Транснефтепродукта, по мнению аналитиков, составляет 1,3 млрд долларов. Привилегированные акции Транснефти (25%) оцениваются в 3,2 млрд долларов, обыкновенные акции (75%) – в 9,6 млрд долларов. «Поскольку, согласно указу президента, в уплату за Транснефтепродукт пойдут только обыкновенные акции, Транснефти придется выпустить 15,6% этих акций. Столько же будет выпущено и привилегированных, которые будут размещены на РТС. Таким образом, благодаря допэмиссии Транснефть сможет выручить дополнительно к Транснефтепродукту почти 500 тыс. долларов. Это стоимость 15,6% пакета привилегированных акций», – подсчитал руководитель проектов Первой брокерской конторы Марк Бранштейн.
Андрей Громадин и Алексей Кормщиков уверены, что новую трубопроводную монополию возглавит нынешний руководитель Транснефти Семен Вайншток.